Вы здесь

Сорванная командировка

Система организации перевозок нуждается в пересмотре

Отмена авиарейсов в Нарьян-Маре на внутренних линиях из-за малой загрузки борта – вещь обыденная. Так же как и отказ пассажирам в предварительной продаже билетов, из-за чего им приходится ни свет ни заря добираться в аэропорт и порой буквально ломиться в кассу.

Писали мы об этом не раз. Получали комментарии авиаторов, чиновников из Архангельской области, поскольку полномочия до недавнего времени в этой сфере принадлежали нашим соседям. Комментарии бывали разными – вразумительными и не очень. Но всегда оставалось некоторое сомнение в правомочности установленной десятилетия назад системы организации полетов по внутренним окружным линиям.

Называется, слетала…

Поездка в Амдерму запланирована была мною давно. Составлен план командировки, забронирована гостиница. И даже случилась неожиданная удача – в кассе мне продали билет.

В аэропорт, как и положено, я приехала за час до регистрации. Сижу, жду объявления. Вместо этого меня вызывают к кассе и предлагают сдать билет – малая загрузка, борт не полетит.

Мне говорят, что через два часа будет транзитный рейс компании «Нордавиа» из Архангельска на Амдерму через Нарьян-Мар, есть шанс улететь с ними.

Иду в кассу «Нордавиа».

Представитель авиакомпании говорит, что свободных мест немного, поэтому продавать билеты будут только тем, у кого амдерминская прописка (!?). В то же время мне говорят, чтобы я подождала самолет, авось будет для меня место.

Знаменитый русский «авось» на этот раз не сработал, в Амдерму я не улетела, несколько часов ожидания в аэропорту прошли зря.

Обратный билет из командировки через неделю я сдать не смогла – касса не работала. Но меня предупредили, что, скорее всего, мне придется заплатить за возврат штраф.

Попытки объяснить, что обратный билет из Амдермы мне не нужен, потому что мне туда попасть не удалось, результата не возымели.

Давайте разберемся

В подобной ситуации я оказываюсь не первый раз. Точно так же мне не удалось улететь в командировку сначала в Харуту, а потом в Бугрино. И опять малая загрузка борта.

Каждый раз моими собратьями по несчастью были жители поселков.

В первом случае молодая мамочка с маленьким ребенком ехала домой из больницы. Когда услышала об отмене рейса, расплакалась: «Денег в кармане ноль, куда идти ночевать?» Благо дозвонилась главе поселения и та через знакомых заняла ей денег на вынужденное проживание в Нарьян-Маре.

Так же метались в поисках ночлега два призывника, которые не смогли улететь домой.

Жители округа давно возмущаются местными авиаперевозками, писем и звонков в газету не счесть. Возмущаются, что нельзя купить заранее билет, а если купишь чудом, то до последнего гадаешь: улетишь – не улетишь.

Впрочем, понятно, почему билеты на внутренние рейсы продаются неохотно. Ведь в случае их отмены, что происходит сплошь и рядом, авиаторы обязаны заселить и накормить людей.

Все дело в субсидиях

Как известно, расписание движения воздушного транспорта внутри нашего региона утверждается окружным Управлением строительства и ЖКХ и согласовывается с авиаотрядом.

Начальник Управления строительства и ЖКХ НАО Валентина Саутина считает, что отмена рейсов по причине малой загрузки правомочна. По ее словам, существует соответствующее соглашение с Нарьян-Марским объединенным авиаотрядом.

Если загруженность рейса составляет менее 50 процентов, то рейс не субсидируется из окружного бюджета, а это означает серьезные убытки для предприятия. Об их объеме можно судить по такой цифре: на субсидии внутрирегиональных авиаперевозок в окружном бюджете заложено в 2014 году 1,5 млрд рублей.

Валентина Саутина сказала, что вопрос об увеличении субсидий при малой загрузке воздушных судов поднимался администрацией НАО в окружном Собрании депутатов, но поддержки у народных избранников не нашел.

Другая точка зрения

За комментарием я обратилась по телефону к председателю высшего координационного совета Международной конфедерации обществ потребителей Валерию Петропавловскому.

– То, что вам продали билет и отменили рейс по формальному поводу, – грубейшее нарушение российского законодательства, – сказал Владимир Сергеевич. – Этот случай может стать судебным прецедентом. Скорее всего, до сих пор никто из пассажиров, попавших в подобную ситуацию, не обращался в Роспотребнадзор или с иском в суд.

Согласно пункту 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ авиаперевозчик обязан «перевезти пассажира, купившего билет на его рейс в пункт назначения, с предоставлением ему места на воздушном судне».

В случае изменения расписания авиаперевозчик обязан проинформировать пассажира всеми доступными способами. Эта обязанность законодательно прописана в пункте 74 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом № 82 от 28 июня 2007 года.

Если ваш рейс без предварительного уведомления был перенесен или отменен, то авиакомпания, на основании статьи 120 Воздушного кодекса РФ, обязана уплатить штраф в размере 25 процентов от установленного законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50 процентов полной стоимости билета.

Валерий Петропавловский сказал, что грубейшим нарушением является и то, что не ведется предварительная продажа билетов на внутренние рейсы.