Для нас, авиапассажиров, аэропорт ограничивается привокзальной площадью и аэровокзалом. Мы не знаем, да как-то и не задумываемся, что происходит по ту сторону здания, где располагаются взлетно-посадочная полоса, перроны и аэродром, куда нам, простым пассажирам, вход воспрещен. Поэтому, когда накануне профессионального праздника авиаторов мне предложили написать репортаж про аэродромную службу, я согласилась, не раздумывая. Признаться, за это я и люблю нашу журналистскую работу – мы можем побывать там, где другим не удается ни разу в жизни!
– Если вы думаете, что содержание взлетно-посадочной полосы – это лишь дело техники, то глубоко заблуждаетесь, это целое искусство! – как бы между прочим, заметил генеральный директор Нарьян-Марского авиа-отряда Анатолий Кисиль, выписывая мне временный пропуск на аэродром.
Это может показаться забавным, но оказавшись на перроне, я вдруг ощутила романтический настрой и, вышагивая по взлетно-посадочной полосе, стала напевать песню Вахтанга Кикабидзе: «По аэродрому, по аэродрому лайнер пробежал, как по судьбе...»
У начальника аэродромной службы Романа Канева мой восторг вызвал улыбку. Он каждый день видит, как взлетают и садятся самолеты, и говорит, что это – завораживающее зрелище.
Роман Анатольевич – мой экскурсовод. Он объясняет, что сейчас мы с ним стоим на искусственной взлетно-посадочной полосе, откуда совершают взлеты и посадки большие самолеты.
На аэродроме Нарьян-Мара есть еще две грунтовые полосы, где зимой обычно взлетают и садятся местные «Аннушки». Основная функция аэродромной службы – подготовка летного поля к полетам воздушных судов.
– Это может быть очистка от снега, песка, обледенения, изморози. Также мы проводим маркировку искусственных покрытий, то есть разметку по полосе и перрону, – объясняет Роман Анатольевич.
Четыре зимы без единого сбоя
Благодаря четкой и слаженной работе аэродромной службы за последние четыре зимы аэропорт Нарьян-Мара ни разу не был закрыт из-за неподготовленности взлетного поля. Конечно, задержки рейсов в связи с погодными условиями происходят время от времени, но наша взлетно-посадочная полоса всегда готова к приему и выпуску воздушных судов.
И аэродромщики гордятся этим своим профессиональным успехом.
Они говорят, что ухаживать за полем и полосой помогают современные химреагенты для удаления обледенений, которые эффективны даже при самых низких температурах.
– Но использовать реагент тоже нужно грамотно. Далеко не каждый раз его следует применять. Как известно, опыт приходит с годами, но в нашей службе опыт работы у всех немаленький! – отметил Канев.
Позднее я убедилась: в аэродромной службе Нарьян-Марского ОАО, действительно, нет случайных людей. Здесь каждый на своем месте. К примеру, старший мастер по эксплуатации аэродрома Мамед-Пур Мамед Гусейн оглы трудится здесь вот уже 26 лет!
Кроме него, в службе есть еще три мастера – Вячеслав Юрьевич Воронин, Николай Николаевич Ерехинский и Геннадий Иванович Хозяинов. Ведущий инженер и единственная женщина в коллективе – Галина Ивановна Протасова, правда, сейчас она находится в декретном отпуске. Давно работают и пользуются заслуженным уважением коллег рабочий службы Виктор Петрович Шевелев и техник Александр Сергеевич Романчук. Газетная полоса, к сожалению, не позволяет перечислить всех, кто днями и ночами трудится на летном поле, чтобы мы с вами вовремя улетели и комфортно приземлились.
Это – водители и трактористы службы спецтранспорта, без их усердия работа других «аэродромщиков» была бы просто бессмысленной. Два этих подразделения авиаотряда работают бок о бок и даже размещаются в боксах по-соседству.
Вот Андрей Владимиров, он входит в аэродромную бригаду водителей. Все служебное время проводит за баранкой в разъездах по аэродрому. В аэропорту работает уже пять лет.
– Заканчивая профессиональное училище, случайно оказался здесь на практике, да так и остался. Работу свою очень люблю. У нас здесь особая атмосфера крепкой мужской дружбы, – говорит Андрей.
Аэродромщики и отдыхают обычно вместе, например, весной всей бригадой обязательно выезжают на природу вместе с семьями.
И ветеранов своих не забывают. Вот совсем недавно всем коллективом поздравляли с 80-летним юбилеем своего бывшего начальника Георгия Ивановича Попова.
Снег – это аврал
Работа наземных служб обычно остается для пассажиров незамеченной. Между тем, если, например, взлетно-посадочная полоса не будет очищена ото льда и снега, никто никуда не полетит.
– Характер нашей работы таков, что, когда большая часть служб отдыхает, мы трудимся. Очень часто это происходит ночью, чтобы днем могли работать остальные. И, конечно, мы очень зависим от погоды, – продолжает рассказ Роман Анатольевич.
Не случайно среди аэродромщиков ходит шутливая поговорка: «Когда снег пошел – хоть увольняйся!»
Самая нелюбимая погода для работников аэродрома – это февральские метели и, что еще хуже, – дождь в ноябре или декабре. Тогда сильное обледенение практически неминуемо. Ликвидировать его гораздо труднее, чем предупредить. Поэтому Роман Канев и его коллеги тесно сотрудничают с метеорологами.
Если зимой аэродромщики ведут борьбу со снегом, льдом и изморозью, то летом у них наступает время планового ремонта взлетной полосы. Это – замена железобетонных плит, обновление маркировки и многие другие дела, которые надо делать так, чтобы не нарушить график полетов и комфорт пассажиров.
Аэродромная служба использует сегодня в работе семь плужно-щеточных комбайнов для очистки полосы и два шнекоротора для уборки снежных валов. Причем две отличных современных машины, благодаря финансированию окружной администрации, приобрели прошлым летом.
– Для нас это огромная помощь, – признается Роман Канев. – Новая техника не только позволяет сэкономить время и улучшить качество работы, но и значительно облегчает ее.
Тем не менее, машинами убрать снег целиком и полностью, увы, не всегда получается. И тогда рабочие по аэродрому берут в руки лопаты. Случается, к ним на подмогу приходят и мастера. Никто не считает тут физический труд зазорным, все делают общее важное дело.
Начальник – что надо!
Отдельно хочется написать про Романа Канева. Он работает в авиаотряде уже 18 лет. Простой деревенский парень, окончил школу в Коткино, прошел срочную службу в армии на Северном флоте, а в 1996 году приехал в Нарьян-Мар и устроился на аэродромную службу рабочим.
Позднее поступил в Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, и получил повышение по службе – стал мастером аэродромной службы. А четыре года назад Канева назначили начальником. Наверное еще и потому у Романа Анатольевича добрые и дружеские отношения с подчиненными, что он не забыл те времена, когда сам работал не в кабинете, а с лопатой на улице: загружал реагенты, огни от снега очищал. И к нему люди по-доброму относятся, что благотворно сказывается на атмосфере в коллективе. Здесь все – настоящие друзья и, если нужно, всегда готовы протянуть друг другу руку помощи.
Редакция газеты поздравляет с профессиональным праздником нарьян-марских авиаторов, желает им здоровья, благополучия, семейного счастья. Спасибо вам за то, что, работая на земле и в небе, вы обеспечиваете безопасные и приятные полеты жителям Ненецкого округа!
Фото Елены Бобровой