Вы здесь

На земле и в небе

На недавней пресс-конференции главы Ненецкого автономного округа Игоря Кошина были озвучены перспективы развития Нарьян-Марского авиапредприятия. Чтобы узнать подробности, мы обратились к новому директору авиаотряда Валерию Остапчуку. Кстати сказать, для него наступают 50 дней работы в новой должности.

– Валерий Евгеньевич, о необходимости обновить парк воздушных судов в Нарьян-Маре говорится уже давно. Можно сказать, что процесс пошел?

– Могу твердо сказать, что сейчас завершается разработка концепции развития авиации в Ненецком автономном округе. В ближайшее время мы представим ее на рассмотрение в Собрание депутатов НАО, в администрацию округа, на серьезное общественное обсуждение. Далее она должна быть утверждена и внесена в программу развития округа отдельной строкой, как «Развитие авиатранспортной структуры НАО». Тогда мы начнем претворять ее в жизнь.

В концепции рассматриваются и вопросы по новой технике. Есть вариант приобретения канадских самолетов DHC-6 Twin Оtter. В России две авиакомпании пошли по этому пути. Мы пообщались с коллегами на Чукотке, где они эксплуатируются. Поинтересовались проблемами. Думаем. Ведь мы привыкли к технике, которая работает как автомат Калашникова – к надежной, безотказной и простой в обращении – такой, как самолет Ан-2 и вертолет Ми-8.

По температурным и ветровым ограничениям вопросов нет, нас устраивают и грузоподъемность, и дальность полета. Первые вопросы возникают по поводу цены – первоначально производители говорят об одной сумме, а потом оказывается, что нужно покупать большое количество дополнительных опций, и машина обходится покупателю гораздо дороже. Не все ясно по техническому обеспечению. Кто и где будет делать капитальный ремонт, как выполнять сложные формы технического обслуживания? Мы работаем над решением этих вопросов, изучаем и другие варианты.

Мы посмотрели опыт соседей – компании «Ямал». Им тоже предлагали самолеты Twin Оtter, но они полеты продолжают совершать на вертолетах Ми-8. При этом им не нужно содержать самолетные взлетно-посадочные полосы.

Пока есть ясность по вертолету Ми-8: у нас составлен график выхода воздушных судов из эксплуатации по возрасту, обновлять их парк необходимо. В ближайшие пять лет мы собираемся купить четыре вертолета типа Ми-8МТВ (Ми-172). Они будут выполнять работы как по заказам нефтяников, так и по перевозке жителей округа.

– А будут ли покупаться иностранные вертолеты?

– Мы должны понимать, что новая техника покупается под определенный объем работы. Например, стоимость вертолета «Августа-139» – 15 миллионов евро. Их нужно заработать. В Норвегии авиапредприятие заключает долгосрочный контракт с нефтяной или газовой компанией, где по годам расписано, какой объем работ для них будет выполняться. Под этот объем и покупаются соответствующие воздушные суда. Мы надеемся работать так же.

Компания «Роснефть», с которой недавно подписан договор о сотрудничестве, заявляла, что планирует использовать вертолеты для полетов на свои разведочные платформы. Когда нефтяники объявят тендер на перевозки, мы обязательно будем в нем участвовать.

В России таких вертолетов нет, а Ми-8 для этих целей не подходит – нужны машины с меньшей полетной массой. Предварительно мы рассматриваем возможность приобретения в лизинг трех вертолетов «Августа-139», которые имеют оффшорную модификацию, то есть служат для обеспечения транспортной связи морских платформ с землей.

Эти вертолеты итальянского производства уже используются в России, у них очень неплохие параметры. Их можно использовать и для аварийно-спасательных операций – у них мощная лебедка и система автоматической стабилизации для висения над водой – достаточно выбрать точку и нажать на кнопку, и вертолет будет сам висеть в нужном месте над водой. На вертолете Ми-8 такой системы нет.

Другой вариант – вертолеты «Еврокоптер-175», которые сейчас проходят международную сертификацию.

Эти моменты мы прописываем в концепции развития окружной авиации. Нам нужно понять, сколько денег будет стоить тот или иной вариант модернизации или обновления авиационной техники. Но основной момент – надо четко знать, что хочет заказчик. Им могут стать две компании, которые имеют государственную лицензию на оффшорную добычу нефти в море: «Газпромнефтьшельф» и «Роснефть». Мы готовы приобретать вертолеты под их задачи и объемы работ.

Предварительные переговоры с «Роснефтью» уже прошли, но пока еще не подписаны соглашение о намерениях или другие конкретные документы. Сегодня мы можем говорить только о предварительных планах.

– А что можно сказать об участии Нарьян-Марского авиапредприятия в других программах развития Арктических территорий?

– Прежде всего, Арктика – это Северный морской путь. Морские суда по нему проводят ледоколы. Когда построят незамерзающий порт Индига, схема, конечно, будет иной, но мы говорим пока о современном состоянии. На ледоколах есть вертолетные площадки. Раньше на российских ледоколах использовались вертолеты Ка-32, сейчас это слишком дорого, а Ми-8 не подходит. Вертолеты «Августа» как нельзя лучше подходят под размеры площадки на ледоколах, и они, как я уже говорил, хорошо оборудованы для аварийно-спасательных работ в условиях Арктики. Так что еще один возможный заказчик, под задачи которого мы сможем приобрести новую технику, – это Министерство по чрезвычайным ситуациям.

– Мы говорим о развитии Нарьян-Марского авиапредприятия. Это значит, что вы окончательно вышли из кризисного состояния?

– Если помните, в 2009 году начался мировой экономический кризис, который сказался и на нашем предприятии, поскольку стало меньше заказов от основных заказчиков – нефтяников. К тому же завершилась грандиозная стройка на месторождении Южное Хыльчую. Наш объем работы сразу уменьшился в три раза – с 21 тысячи часов полета вертолетов в год до семи тысяч. Резко упали доходы. Это серьезно сказалось на финансовом положении предприятия. В 2010 году оно оказалось на грани банкротства.

На сегодня мы выправились по всем показателям, они достаточно хорошие, отработали в 2013 году с чистой прибылью 19 миллионов рублей. Потому и рисуем оптимистичную программу, говорим о том, что нам нужно покупать новые современные воздушные суда. Но решение должно быть абсолютно взвешенным: мы должны понимать, что это хорошая техника, понимать, как работает экономика, что будет востребованным в ближайшие годы и на перспективу.

– Как будет развиваться Нарьян-Марский аэропорт?

– На ближайшие три года государство планирует инвестировать по федеральной программе на эти цели 850 миллионов руб-лей через унитарное предприятие «Администрация гражданских аэродромов и аэропортов». Эти деньги будут потрачены на завершение ограждения аэродрома, на строительство дороги вдоль периметра, как этого требуют международные правила. Будут реконструированы рулежные дорожки, транзитный перрон, построена новая аварийно-спасательная станция, площадка для обработки судов противо-обледенительной жидкостью.

Кроме государственных средств администрация Ненецкого округа планирует привлечь для развития Нарьян-Марского авиапредприятия инвестиции в размере одного миллиарда рублей. Мы все видим, что служебно-пассажирское здание у нас старое, и мы просто задыхаемся в маленьких помещениях. Поскольку планируются полеты на оффшор – на морские платформы, которые рассматриваются как суда, уходящие за границу, необходимо будет построить в нашем аэропорту пункты таможенного и пограничного контроля. Поэтому появилась идея – построить отдельно стоящий международный сектор. Сейчас мы все это проектируем, вносим в концепцию развития авиации в округе.

Мы хотим в этом здании разместить зал повышенной комфортности, зал официальных делегаций. В наш округ прибывает все больше гостей соответствующего уровня, а нам в аэропорту их негде встретить. За счет этого мы освободим зал повышенной комфортности в старом здании и увеличим пассажирскую зону на треть. Пассажирам там будет размещаться гораздо удобнее. До конца года проект должен пройти техническую экспертизу, а строительство начнется, возможно, в следующем году.

Помимо этого необходимо построить новый ангар для обслуживания воздушных судов, как для уже имеющихся, так и для тех, что мы собираемся покупать, поскольку импортная техника требует ангарного хранения. Это требует вложения серьезных денег. Мы предлагаем включить в программу развития предприятия и строительство в аэропорту гостиницы бюджетного типа на сто мест для транзитных пассажиров.

– Что будет нового в отношениях с авиаперевозчиками?

– Администрация округа считает, что необходимо иметь такие новые воздушные суда, чтобы, как несколько лет назад, можно было рано утром улететь в Москву или Санкт-Петербург. Мы работаем в этом направлении, смотрим, какие воздушные суда можно для этого использовать. Пока остановились на самолете Ан-148, который эксплуатирует ГТК «Россия». Есть планы встретиться с ними и обсудить возможность совместного использования этих судов.

Ан-148 – ближнемагистральный самолет, который без дозаправок может долететь до Москвы. У него хорошие скоростные данные, экономичный расход топлива, они удобны в обслуживании и не требуют больших вложений по обучению персонала. Вместимость – около 70 посадочных мест, это очень хорошо подходит к нашим условиям. Думаю, что этот проект реально воплотить в жизнь в ближайшие два-три года.

– Спасибо. Надеюсь, все у вас и у нас получится!