Вы здесь

День памяти буксира «Комсомолец»

Война… Сколько горя она принесла всему человечеству! Сколько жертв, неслыханных бед и лишений. Военные действия проходили и в нашем регионе. Минуло уже 76 лет с тех пор, как в Баренцевом море произошла трагедия с буксиром «Комсомолец».

16 августа 1942 года около полуночи из посёлка Хабарово в Нарьян-Мар без согласования с командиром Северного отряда вышла группа кораблей, принадлежавших Наркомату внутренних дел. В её состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а «Комсомолец» – баржу П-4. На ней находилось 300 человек, большинство из которых были заключёнными лагерей «Норильстроя» и направлялись на объект НКВД № 300 (железная дорога Воркута-Хабарово). Суда шли в Нарьян-Мар без охраны, несмотря на наличие информации о действиях германских подвод-ных лодок у Новой Земли и присутствие в Хабарово тральщиков ТЩ-54 и ТЩ-62.
До утра плавание проходило спокойно. «Комсомолец» с баржой П-4 возглавлял колонну, двигались со скоростью шесть узлов (12 километров в час). За ним на небольшом расстоянии следовал «Норд». Когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев, всплыла германская подводная лодка, открывшая артиллерийский огонь по головному буксиру. В качестве первой цели для атаки командир немецкой подвод-ной лодки Генрих Бродда выбрал баржу П-4. К семи часам утра она была вся объята пламенем, но продолжала оставаться на плаву. В воде оказались около 300 человек, и немцы были уверены, что это советские солдаты. Очевидно, их смутили телогрейки, которые в ходе войны активно использовались как в концлагерях, так и в действующей армии. Пока U-209 расстреливала баржу, «Комсомолец» отдал буксирный канат и попытался скрыться. Подводная лодка немедленно перенесла огонь на уходящее судно. После нескольких прямых попаданий буксир загорелся, и, как показалось германским подводникам, затонул. К этому времени «Норд» успел отвести буксирный пароход «Комилес» и лихтер Ш-500 к острову Матвеев, поставил их на якорь в восьмистах метрах от берега. Затем отдал буксирный канат, обогнув остров с западной стороны, взял курс на Югорский шар. Чтобы добить противника, немецким подводникам снова пришлось открыть артиллерийский огонь, и в результате обстрела им удалось потопить «Комилес», затем наступила очередь лихтера Ш-500 с углём. Били прямой наводкой с расстояния 100 метров, но уголь, по всей видимости, гасил энергию взрывов снарядов. Гитлеровцы истратили весь боезапас и всё-таки лихтер, объятый пламенем, затонул. В 8.15 подводная лодка повернула в сторону баржи П-4. Сблизившись с баржой на дистанции 320 метров, Бродда выпустил торпеду из аппарата № 4. На этот раз она сработала. Немецкие подводники, расстреляв баржу, добивали плавающих людей в воде огнём из пулемёта и ручного оружия. На барже находились семьи полярников, строителей «Норильстроя» и рыбаков.
Погибли капитан порта А. С. Козловский, капитан П. К. Михеев, ст. механик В. А. Смирнов, помощник капитана С. П. Сумароков, механик В. А. Вокуев, ученик машиниста Г. И. Кулижская, машинист В. П. Емельянов, кочегар Б. М. Кузнецов, кочегар В. И. Верещагин, кочегар И. М. Морозов, радист А. С. Кожевина, а также три члена экипажа баржи П-4 – шкипер С.Н. Кийко, матросы Поташев и М.А. Корякин.
Саша Кожевина, не покидая своего места, работала на ключе открытым текстом. Только она и могла нанести урон, пусть и вдогонку. Радисты Нарьян-Мара, Амдермы и Хабарово приняли координаты трагедии и последние слова прощания…
Уже в октябре 1942 года советскому командованию стали известны номер лодки-убийцы и фамилия палача-командира. Помогали в этом и бойцы сопротивления. Лодку и её командира внесли в список военных преступников, подлежащих уничтожению без суда и следствия. 19 мая 1943 года U-209 вышла на север Атлантического океана. Её настигли к юго-востоку от мыса Фареуэлл союзные фрегаты «Джед» и «Сеннен», глубинными бомбами моряки забросали лодку.
В 1968 году на территории управления Нарьян-Марского морского порта в память о погибших был установлен обелиск.

Председатель Совета ветеранов морского порта
Валентин Кириллович Тярасов