Вы здесь

Спасибо, ласточка!

 Николай Сергеевич Хлыбов,  командир вертолета Ми-8

В августе профессиональный праздник отметили и военные летчики, и работники гражданской авиации. Командира вертолета Ми-8 Нарьян-Марского авиаотряда Николая Хлыбова друзья и родные поздравляют дважды. Именно благодаря армейской службе он стал более трех десятков лет назад пилотом вертолета. 

С Николаем Сергеевичем мы встретились в зале ожидания аэропорта в обычный будничный день.

– Прошу прощения, но у меня мало времени, – дружелюбно улыбаясь, предупредил он и начал рассказ: – Я родом из солнечной Удмуртии, появился на свет в старинном селе Вавож, потом родители уехали на освоение целины в Казахстан, конечно, взяли и меня. Отец работал водителем и сварщиком, много ездил по полевым бригадам, а мама всю жизнь была поваром. Когда пришла пора идти в школу, мы вернулись на родину. Мать рано уходила на работу, отец часто был в разъездах, поэтому я за старшего оставался с младшей сестрой, заплетал ей косы, даже вышивал с ней крестиком.

Николай Хлыбов признался, что по-прежнему считает себя деревенским: хлев, сенокос, русская печь – это все ему знакомо и по душе.

В школе Коля не был отличником, но память имел отличную. И очень любил пение. До сих пор музыка сопровождает его повсюду. Он любит всякую – и классическую, и современную.

– Молодые пилоты удивляются: «Сергеич, да вы продвинутый дед, меломан!» – смеется мой собеседник.

Николай Хлыбов отлично играет на гармони и говорит, что когда-то был, что называется, первым парнем на деревне.

– Мой отец был замечательным гармонистом, самоучкой, он ночами уходил в баню, чтобы никого не тревожить, разучивал песни и потом всех удивлял. Музыкальные способности я от него перенял, – продолжает Николай Сергеевич.

Кстати, Коля Хлыбов не мечтал быть пилотом. Он собирался стать водителем автомобиля.

Однажды, когда Николай был еще ребенком, в село прилетел Ан-2, малышню, конечно же, повели на экскурсию, это была для мальчишки первая встреча с самолетом, но его она не впечатлила.

– Родители часто спорили, кем я буду. Мама – добрейшей души человек – видела меня водителем междугороднего автобуса, в белой рубашке, или машинистом тепловоза в красивой отутюженной форме.

Отец переживал за мое будущее, в юности я любил похулиганить, и он с досадой говорил: «Получи хоть какое-то образование, балбес!» – вспоминает Николай Сергеевич и, помолчав немного, добавляет: – Хотя, я уверен, папа тоже в меня верил!

После 8-го класса Хлыбовы вручили сыну 20 рублей и он отправился в Ижевск поступать в железнодорожное училище. Вернулся обратно буквально через несколько часов: не подошел по возрасту, мал еще.

– Сколько денег осталось? – спросили родители.

– Десять рублей! – отрапортовал Николай.

– Садись на паровоз, поезжай обратно и пока не поступишь куда-нибудь – не возвращайся, – приказал отец.

Коля так и сделал, поступил в ГПТУ на электрогазосварщика.

Аэропорт видел из окна

Училище Коля Хлыбов окончил через три года, устроился сварщиком на завод. А потом пришла повестка в армию.

Он вспоминает подробности:

– Прихожу в военкомат, а там две очереди: в одной на водителей записывают, в другой – на вертолетчиков. Я встал во вторую. В Ижевске был учебный авиационный центр ДОСААФ.

Несколько месяцев нам преподавали вечерами азы авиации: аэродинамику, самолетовождение, потом сдавали зачеты. И снова пришла повестка.

Николай принял присягу, стал служить. Он летал на военных вертолетах, прыгал с парашютом. Когда вернулся домой в звании старшего сержанта, то снова устроился сварщиком на завод. Но было что-то, что теперь не давало ему покоя.

– Из окна нашего дома был виден аэропорт, каждое утро в восемь часов вертолет взлетал, а в пять вечера садился. И я провожал его взглядом, – вспоминает пилот Хлыбов.

Профессия-летчик

Однажды пришла повестка на военные сборы, военкомат направил Николая в авиационный центр Бузулука.

– Если в Ижевске мы летали на Ми-1, то в Бузулуке уже на Ми-4, – говорит мой собеседник, и я вижу, что о тех временах он вспоминает с ностальгией.

Через три месяца он вернулся домой уже в звании младшего лейтенанта и снова работал сварщиком. И снова летал тот самый вертолет, который по утрам и вечерам Николай провожал взглядом.

– В конце концов я не выдержал и с другом поехал поступать в Кременчугское училище. Мать, помню, напекла пирогов в дорогу. И... оба не поступили. Приятель не прошел по медицине, а я не сдал математику, – откровенничает Николай Хлыбов и говорит, что неудача только подстегнула его.

В 1977 году он переехал в Кременчуг, устроился на работу по специальности – сварщиком и стал готовиться к экзаменам.

– И я поступил! – с почти мальчишечьим восторгом восклицает Николай Сергеевич. – Более того, экзамены сдал настолько хорошо, что предоставили выбор: Ка-26, Ми-2 или Ми-8. Конечно, я выбрал Ми-8, в этом вертолете – не кабина, а просто мечта!

Учился на пилота Хлыбов полтора года. В училище его, талантливого сварщика, привлекали то к одним, то к другим ремонтным работам. Но смыслом его жизни уже стала авиация.

В Нарьян-Мар прибыл по распределению 10 августа 1978 года.

Снег в августе и оленина

– Я прилетел, увидел снег, и очень удивился – ведь еще лето! Подошел маленький автобус с красными дверцами, мы сели, поехали, и я все время удивлялся: – «А где же город?» – «А это и есть город», – отвечают мне. – Центральная улица Смидовича. Пошел в кафе, мой первый нарьян-марский обед – котлеты из оленины, они оказались восхитительно вкусными. Я и сам не заметил, как прикипел к Северу...

Николай Хлыбов начал работать в авиаотряде вторым пилотом на Ми-8. Он с уважением вспоминает первый экипаж: командиром был Владимир Александрович Сорокин, бортмехаником – Владимир Алексеевич Надточиев. И, конечно, невозможно забыть первые самостоятельные полеты.

– Мы полетели в район Амдермы, я увидел море и белых медведей. Обо всем писал родителям. Какая у нас суровая зима – до – 52°С. О том, сколько часов налетал. Что на первую зарплату купил магнитофон, – продолжает рассказ Николай Хлыбов.

В Нарьян-Маре по распределению надо было отработать три года, но когда они миновали, и мысли не возникло уехать. Так, Красный город стал его второй родиной.

Командиром вертолета Хлыбов стал в 1982 году.

Он любит вспоминать, как пригласил в гости маму. Она никогда не выезжала из села, волновалась перед дорогой, переживал и Николай. Он полетел в Москву встречать дорогую гостью, а она выбрала другой маршрут – через Архангельск. И они разминулись.

– Мама быстрее добралась до Нарьян-Мара, и не я ее, а она меня встречала, – улыбается Николай Сергеевич.

И говорит, что покатал маму на вертолете. Это – память на всю жизнь.

Мой тыл – моя Катя

Николай Хлыбов дорожит семьей. У него четверо детей, трое внуков и жена Екатерина Владимировна, или Катя, как он ее называет.

– Мы счастливы уже более 20 лет. У Кати такая должность – провожать меня и ждать, – говорит мой собеседник, и взгляд его теплеет.

Екатерина родом из семьи авиаторов, ее отец и братья работали в Нарьян-Марском авиаотряде.

В семье привыкли, что Николай Сергеевич вечно мотается по командировкам и подолгу не бывает дома. Наверное, нет такой точки на территории Ненецкого округа, где бы он не побывал.

– Я облетал все тундры – от Канина до Усть-Кары. У нас очень красивые села, сверху это особенно хорошо заметно. Каждый раз любуюсь и своими пассажирами, деревенскими жителями. Это – добрые, порядочные люди. У меня тут много добрых друзей. Вот в Оме есть старинный приятель-оленевод, сейчас уже на пенсии, – Василий Васильевич Латышев. Мы познакомились в тундре и дружим много лет, – продолжает рассказ Николай Сергеевич.

Он говорит, что часто становится свидетелем встреч и расставаний. Когда вертолет приземляется в населенном пункте – это праздник для жителей, полдеревни сбегается на аэродром. Одни прощаются, другие обнимаются, третьи передают посылки...

– Часто летаем по санзаданиям, и «Груз-200» возить приходилось, бывает, люди уходят в тундру, теряются.

Он вспоминает случай в Нельмином Носе, когда двое мужчин провалились под лед на вездеходе. Одного спасти не удалось, он замерз, а другого мы все-таки нашли, к счастью, он остался жив, – вспоминает командир Ми-8.

Но не только трагические, но и курьезные случаи происходили в его работе. Однажды полетело «высокое начальство» с проверкой на Южное Хыльчую. Через несколько часов собрались обратно. Все уселись, мы полетели. А уже у Нарьян-Мара пассажиры вдруг стали беспокоиться: самого главного начальника забыли.

Николай Хлыбов верит в своего ангела-хранителя.

– У каждого он есть, – откровенничает Николай Сергеевич. – Кто-то спасает меня, но может быть, это вера и любовь родных? Когда ухожу на работу, жена всегда просит Бога за меня.

Я смотрю на моложавого подтянутого мужчину и следующий вопрос рождается сам собой: как удается ему поддерживать себя в хорошей форме?

– Лыжи, бассейн, велосипедные прогулки и рыбалка, – перечисляет Николай Сергеевич. – А еще позитивное отношение к жизни. Знаете, я – оптимист!

Он провел в небе уже 16 тысяч часов. Но каждый раз – как в молодости – с нетерпением ждет момента, когда колеса оторвутся от земли и послышится ровный гул турбин.

Вот и сейчас мы попрощаемся, и я пойду в редакцию, а Николай Хлыбов отправится в полет.

– Знаете, летать – это для меня наслаждение, – говорит он напоследок. – А всякий раз, когда мы совершаем посадку, я говорю машине: «Спасибо, ласточка!».