Шойна – село в Заполярном районе Ненецкого автономного округа, на полуострове Канин, самое западное селение округа.
Летом заносимое песком, зимой – снегом. О своём селе и земляках, о проблемах настоящего и планах на будущее рассказала глава сельсовета Валентина Малыгина.
– Это наша малая родина, мы здесь родились, выросли, нам нравится здесь, – Валентина Алексеевна слегка удивляется. – Разве надо ещё что-то объяснять? Здесь хорошо, посёлок остаётся нашей землёй обетованной, хотя и переживает не самые лучшие дни своей истории. Несмотря на трудности, здесь сохраняется определённый уклад жизни, традиционные занятия жителей – охота, рыбалка. Конечно, уже не в промышленных объёмах – для себя, для пропитания семей. Мужчины, которые ещё в силе, ходят у побережья, по морю на лодках. Многие земляки уехали, когда закрылись рыбокомбинат и рыбоперерабатывающий завод, но и приезжают люди к нам жить. Шойна – красивое место, буквально завораживает, особенно летом: море, дюны, первозданная красота!
Рыбопереработка и, соответственно, рыбодобыча сошли на нет в связи с закрытием промысла тресковых пород, базы рыболовных судов перевели в Архангельск. Посёлок стал не так необходим – ничего же не производит! Маяк пока нужен для навигации, его обслуживают, этим занималась маячная служба, работники которой жили в селе.
Разумеется, заманчиво было бы взобраться на самую верхотуру маяка, запечатлеть открывающуюся взору перспективу – как на ладони, наверняка, будет видна сверху Шойна, посёлок на берегу Белого моря, самый западный населённый пункт округа, форпост России. Но, увы, на маяк уже не пускают, поскольку лестница стала ненадёжна от ветхости. А жаль…
В далёком 1933 году в посёлке образован сельсовет, давший статус селу. Успешно развивался рыбный промысел, функционировал и перевыполнял планы рыбзавод, численность населения в лучшие годы доходила до 800 человек. Теперь, конечно, меньше – вместе с населением деревни порядка 333 человек.
– Но нельзя сказать, что Шойна в упадке, – уточняет, тем не менее, Валентина Алексеевна. – Вот в лихие 90-е, действительно, грусть-тоска была, сами можете себе представить, а сейчас жить можно. Шойна в 90-е и Шойна сейчас – это два разных посёлка, два разных мира. Нам есть с чем сравнивать…
Население рабочего возраста занято в основном в бюджетной сфере: это детский сад, школа, Дом культуры с филиалом в Кие, администрация, почта, отделение МФЦ, электросвязь, ЖКУ. Мобильного интернета в селе нет, но в организациях функционирует спутниковая связь. Безработицы нет как таковой.
В промышленных масштабах рыбаки не добывают, но семьи снабжают исправно треской и прочими деликатесными видами рыб морских и речных. Сезонная охота на гуся – тоже важное подспорье – лари у местных жителей не пустуют всю зиму долгую.
Валентина Алексеевна окончила Нарьян-Марский аграрно-экономический техникум. Жила и работала в Республике Коми, продолжив образование в университете по специальности «государственное и муниципальное управление».
В 2017 году она вернулась на свою родину, в Шойну, участвовала в выборах главы сельсовета и – победила. С тех пор уже семь лет в зоне ответственности главы поселения все вопросы местного значения, касающиеся жизнеобеспечения: это благоустройство жилищ, освещение, уборка мусора, пожарная безопасность, ГО и ЧС, социальная политика. Благодаря установке заглублённых мусорных контейнеров, мусор не разносится ветром, собаками и чайками по улицам.
Жилищно-коммунальный участок, ответственный за жизнеобеспечение поселения, предоставляет работу двум десяткам жителей. Сюда входят дизельная электростанция, баня, техника обслуживания. Коммунальщики занимаются, как рассказал начальник участка Виктор Щипаков, выгрузкой и перевозкой угля и дров для населения и для поселковых кочегарок, отапливающих учреждения.
– У нас работают и несколько пенсионеров – в бане 2 кочегара и банщица, например, – отметил Виктор Николаевич. – Раньше кочегарки были на угле, теперь переходим на жидкое топливо. Дизельную электростанцию обслуживает в основном молодёжь. В этом году у нас планируется запуск отопления в шести домах населения, построено устройство для сжигания мусора. С работой справляемся – для себя же, для земляков стараемся!
– В этом году запланирован капитальный ремонт четырёх домов на средства окружного бюджета. Привлекаем и средства, которые можем получить сами, участвуя в конкурсах и выигрывая гранты, благоустраиваем объекты в Шойне, Кие – всё, что от нас зависит. В посёлке построили детские площадки – современные, плиточкой выложены, снег сойдёт – увидите, – подчёркивает глава Валентина Малыгина.
Дети в Шойне – хоть и самый маленький, но не самый малочисленный народ: садик посещают 18 юных северян, в школе занимаются 30 ребятишек, в интернате живут и учатся 10 детей из Кии, по одному школьнику из Омы и Нарьян-Мара. Кроме того, есть малыши, которые пока на руках у мам, а также у будущих мамочек в счастливом ожидании. Где есть дети – есть и будущее.
– В планах– продолжать капитальный ремонт, строительство и расселять людей из ветхого жилья. У нас есть дома, построенные ещё в 30–40-е годы, подлежащие расселению, – делится задумками Валентина Алексеевна. – Линии электропередачи у нас в нормальном состоянии, дизельные – тоже. ФАП практически новенький – в 2018 году построен и введён в эксплуатацию. Пекарня исправно снабжает земляков хлебом, работают там два пекаря и два кочегара от потребительского общества «Пёшский пекарь». Хлеб, по отзывам сельчан, очень вкусный! Правда, пекут его по заявкам, но это нормально для малых сёл – обеспечивается безотходность.
Валентина Малыгина, глава муниципального образования «Шоинский сельсовет» НАО, в кабинете которой мы и беседуем, родилась в Шойне, здесь же окончила 11 классов. В настоящее время, кстати (или совсем некстати), – в посёлке школа-девятилетка. Бабушка и дед – с Мезенского района, из села Койда, – приехали и остались жить, здесь и похоронены. А папа – уже местный житель. Мама приехала работать по распределению из посёлка Выучейский (недалеко от Индиги). Начинала воспитателем в детском саду, потом стала заведующей садиком.
– Я не теряла связь с малой родиной, живя в Коми – приезжала в каждый отпуск, иногда и по два раза в год. Детство у нас с сестрой было весёлое, беззаботное, – улыбается собеседница. – В основном на улице – интернета-то не было, фантазия била через край – во что только не играли! Теперь рассказываю сыну Артёму – 8 лет ему – о своём детстве, так у него глаза загораются! И рыбачили с пацанами на удочку – и в реке, и в море. Шойна не отпускает так просто…
Сейчас засыпана Шойна снегом, май на дворе, но зима пока не сдаёт позиции, хотя в посёлке уже повсюду кружат низко, рассаживаются на крышах и деловито обследуют мусорные баки крупные носатые чайки – предвестники весны.
Хриплыми голосами провозглашают они приход тепла, но верится с трудом. Хотя море уже почти чистое – лёд отрывается от берегов и уносится волнами в даль светлую, да и река здесь быстро избавляется ото льда, и паводков не бывает.
Вот тогда и ожидается наплыв в посёлок любознательных туристов – почтить вниманием самый западный форпост России, «песчаную жемчужину» округа.