Сплав по северным рекам: школа жизни, внутренний туризм и рецепт самой вкусной картошки.
С 7 по 11 июля в Ненецком автономном округе проходил водный поход. За пять дней участники – в числе которых и автор этого текста, журналист «НВ» – преодолели порядка 100 километров на катамаранах.
Наш маршрут: Северная – Хальмерью – Куя. Вспомним, как это было.
Приглядываемся – улыбаемся
Все вещи собрала? Антикомарин, сменную одежду, термос? Ранним воскресным утром сверяю список того, что пригодится мне в ближайшие пять дней. Складываю необходимое в гермомешок – большой непромокаемый баул, который по мере наполнения всё больше напоминает боксёрскую грушу.
Это мой первый масштабный поход. Лишь однажды я ночевала в палатке, из еды на костре мне знакомы только сосиски и хрустящий хлебушек – нехитрые блюда, которые готовят на школьных или семейных пикниках.
И уж тем более я никогда не сплавлялась по реке. Страшно, но в то же время азартно: справлюсь ли?
Начинается наше путешествие с реки Северной. Добраться до места – уже приключение: мост через Кую ещё не установлен. Сначала едем на автобусе, затем переправляемся на лодке, и там нас встречает вахтовка.
Собираем катамараны. Надуваем большие «бананы», скрепляем их балками, укрепляем фанерой, складываем груз. Будущий студент Максим Матасов с улыбкой признаётся, воображал себе наши плавсредства
иначе:
– Думал, катамараны будут как в парках или на юге – с педалями. Не представлял, как на них сплавляться.
В этом году пока стоит большая вода. Мелкая речушка местами удивляет своей глубиной. Всем уже не терпится почувствовать себя матросами.
– Плывём по течению, вёслами достаточно просто направлять катамаран. Чтобы друг к другу привыкнуть, на раз – левая сторона гребёт, на два – правая. Весло не надо полностью загружать в воду: быстро устанете, измотаетесь. На половину весло в воду опустили – и вот у вас рычаг, вы работаете, – объясняет руководитель похода, исполняющий обязанности директора регионального Центра молодёжной политики и военно-патриотического воспитания молодёжи Алексей Бажуков.
Карабкаемся на катамараны, приглядываемся к соседям: в нашей компании и взрослые, опытные туристы, и совсем «зелёные» ребята. Тем интереснее. Поплыли!
А у нас будет что-то типа обэда?
Вопрос в подзаголовке – самое частое, что мы спрашиваем у руководителя похода.
– Обед у нас будет на ужин, – шутит Алексей Бажуков.
Пока мы и правда обходимся перекусами, а полноценный приём пищи случается под вечер. В меню – гречка с сосисками.
В первый день в нас ещё живы городские привычки: воду из речки прокипяти или пропусти через фильтр; ненароком уронил еду на землю – не поднимай, возьми новый кусок.
Максим Матасов другого мнения, в походах он не первый раз:
– В тундре каждая песчинка – витаминка! – эти слова станут девизом каждой следующей трапезы.
В сплаве нас ждут едва ли не ресторанные блюда. Вкуснейшая овсяная каша с грецкими орехами и курагой, запечённая в углях нежная щучка, уха из только что пойманных окуней, суп на тушёнке из оленины, бутерброды с паштетом. И какой поход без картошечки? Сохраняйте рецепт.
День гребли
Ночуем в палатках. Утром из них выгоняет солнышко: воздух становится душным, липким. Из-за нарушения водно-солевого баланса просыпаемся опухшие.
– Девчонки, вы что, плакали? – то ли дразнят, то ли всерьёз беспокоятся ребята.
– Не плакали! И домой мы не хотим, – ехидничаем в ответ, ещё не представляя, сколько предстоит пройти на вёслах по Хальмерью во второй день сплава.
Обычно наш распорядок дня выглядит так: поели, сели на катамараны и гребём. Но в понедельник мы, кажется, только гребём, гребём и гребём. Преодолеваем более 24 километров, больше, чем планировали.
Найти место для разбивки лагеря оказывается непросто: маршрут по северным рекам давно обкатан, но на опушке, где обычно устраивают привал, – тьма комаров, того и гляди утащат палатки.
Погода позволяет, силы есть – плывём в поисках новой полянки для ночлега. А это не так просто: здесь слишком крутой берег, тут заболочено, в этом месте тоже полчища москитов.
Вечереет, на реку ложится туман. Становится зябко. Согреться помогает песня: один катамаран поёт «Катюшу», другой – хиты «Бременских музыкантов». До нужного места приплываем уже к ночи.
– Изначально я плыла на резиновой лодке с нашим капитаном – Алексеем Бажуковым. В лодке нас было трое, и здесь, в отличие от катамарана, тебе надо постоянно грести. Понимаю, если лодка уходит вправо – значит, я не догребла, надо приложить больше усилий. Думала, у меня будут болеть все мышцы спины, рук, но всё хорошо, справилась, – говорит участница группы Светлана
Балашова.
Для неё это тоже первый столь долгий поход. До этого выбиралась с палаткой на день-два, сплавы были короткими – на байдарках по горным рекам.
– Еда во второй день казалась особенно вкусной, настолько мы устали. В моменте я осознала: ничего лучше жирного супа из тушёнки и бич-пакетов в жизни не ела, – продолжает Светлана.
Курорты Ненецкого округа
Третий день выдаётся особенно знойным. Мы шагаем босиком по раскалённому песку, размышляя, что, если бы не насекомые, здесь мог бы быть первоклассный курорт. По золотым крупицам пробегает ящерка, все удивляются: и не знали, что в нашем округе такие водятся.
Сегодня плывём до слияния Хальмерью с Куей. Едва успели разместиться по местам, преодолеть первые километры, как ломается лодка: от надувного баллона отходит корма. Внутрь стремительно заливается вода. Срочная остановка. На ближайшем берегу разворачивается целая ремонтная мастерская:
– Сейчас заклеим её резиновым герметиком, укрепим армированным скотчем и стянем верёвкой. От грязи отмыли, тащим на солнце, чтобы просохла.
У тех, кто не занят починкой, свободное время. Подружки Юля Чеботарь и Таня Казакевич переходят в девятый класс, эту вынужденную остановку называют самой приятной:
– Мы слушали музыку, общались, бродили по воде!
В сплав девчонки собирались неохотно. На тренировках перед отплытием сетовали, мол, их бы воля – остались дома. Но раз позвали... Когда приключение подходит к концу, уже и не помнят этого.
– Я очень хотела ехать, так и думала, что тут будет классно, – говорит Юля.
– А я предполагала, будет легче. Не знаю, как люди в тундре живут: нет связи, магазинов. А ведь ненцы так всю жизнь кочуют. Но было интересно, особенно понравилось ходить по песочку голыми ножками. Научилась новому: не умела даже костры разжигать. Если с друзьями ходили на пикник, то костёр могли чуть ли не час разводить: пока найдём бумажки, пока подкинем. Ну и голову в речке мы раньше не мыли, – дополняет Таня.
…Лодку починили, можно плыть. Снова гребём, любуемся пейзажами. А вдалеке уже собираются тучи, будет дождь.
– На сегодня продолжать путь не будем. Разбиваем лагерь до того, как начнёт капать. Пока одни ставят палатки, другие – в лес за дровами. Разводим костёр и готовим ужин, – распоряжается Алексей Бажуков.
К вечеру поднимается ветер, с неба падают крупные капли. Вот она, непредсказуемая северная погода. Но мы рады – духота сменилась приятной
прохладой.
– Я поняла, что северный человек. Холод мне нравится больше. Радовалась, когда пошёл дождь, комары исчезли. Так хорошо спать, когда по палатке стучит дождь, – улыбается Светлана Балашова.
Направить и сориентировать
На четвёртый день властвует непогода: ветер поднимает волны, дождевики уже не справляются с тем количеством влаги, которая на них попадает. Решено никуда не плыть.
Половину дня проводим в палатке: не хочется вылезать из нагретых спальных мешков. Дремоту разгоняет стук топора. Мужчины набрали дров, разводят костёр.
Собираемся у огня. Наполняем термосы крепким сладким чаем. Желающие пьют чагу – грибы только что собрали на берёзе. Пока ребята помладше не пришли, обсуждаем цели таких походов.
Алексей Бажуков организует сплавы для молодёжи уже не первый год. Поясняет, это институт наставничества. Школьники от старших товарищей получают навыки жизни в естественных условиях, общаются на равных, могут спросить о том, что их давно волнует.
Особенно значимы такие вылазки для трудных подростков. Несколько ребят из нашей компании не скрывают: кто-то хулиганистый, состоит на учёте по делам несовершеннолетних, перешёл в следующий класс с академической задолженностью или недополучил среднее образование.
– Спорт и туризм – лучшие способы организовать, направить таких детей. В походах они по-другому смотрят на жизнь, где-то «ломают» себя, меняют привычки. Они понимают: если с чем-то не справляешься – попроси о помощи, ты не один, мы все здесь команда. Это им должно помочь в дальнейшем. У кого голова есть – задумается, – размышляет Алексей Бажуков. – А ещё самооценка здесь поднимается до небес: ты ещё недавно ничего не умел, но справился.
Опытный турист Григорий Липатов даёт совет тем, кому морально тяжело в походе:
– Будьте заняты. Это может быть любая задача: сбор дров, помощь с костром, готовка, мытьё посуды. Сами не заметите, как втянетесь, и дело начнёт приносить удовольствие.
Костёр дружбы
Когда к костру приходят юные участники сплава, мы заканчиваем «скучные взрослые разговоры». Наступает время игр. Сначала отгадываем слова: надо объяснить команде какое-нибудь понятие, не используя однокоренные. Затем классический «Крокодил», жестами показываем фразу. Потом загадываем место и действие, а человек должен через вопросы угадать, где он и что делает.
– Сам собой организовался такой костёр дружбы. Мы играли, смеялись, общались, подружились. Это то, чего нам всем так не хватало в тот момент, – говорит Светлана Балашова.
Этот вечер она сравнивает с последней ночью в детском лагере. Уезжать совсем не хочется. Подтверждают это и подружки Юля с Таней: девчонки решают расписать свои футболки, просят каждого из группы оставить им пожелание или просто подпись.
Видишь что-то зелёное?
На часах шесть утра. Мы уже час плывём по Куе в сторону города. Ещё накануне наша группа решила: в путь отправимся как можно раньше. По-прежнему пронизывающий ветер и накрапывающий дождь возьмут своё, добираться домой будем долго.
Хочется спать, грести тяжело: вёсла, с которыми так умело управлялись все четыре дня, не слушаются, кажутся неповоротливыми. Река холодная и широкая, словно буйное море.
Максим Матасов и его друг Тимур Поздеев не дают товарищам впасть в уныние. Ребята придумали развлечение: загадывают объект какого-то цвета, а остальные должны угадать, что это. Сюр в том, что ничего кроме травы, деревьев, хмурого неба и тёмной воды нас не окружает. И загадывают ребята всегда «что-то зелёное». Диалог примерно такой:
– Макс, я вижу что-то зелёное.
– Это деревья?
– Не-е-т!
– Это трава?
– Не-е-ет!
– Это кусты?
– Не-е-ет!
– Это другие кусты?
– Да-а-а!
Все дружно смеются и продолжают грести. Мы знаем, на вёслах сегодня пройдём лишь 10 километров. Затем катамараны скрепят между собой, запустят мотор на лодке – и мы караваном последуем в Нарьян-Мар, больше 30 километров.
До города добираемся почти 10 часов. Когда вдалеке показались провода, возвращаются силы: цивилизация! Мы почти дома!
Самый младший участник сплава Егор Михеев, измотанный и промокший, вдруг улыбается:
– Мне и раньше в моей жизни всё нравилось, но теперь я буду ценить это ещё больше!
Все дружно кивают, а ведущий специалист регионального молодёжного центра Дмитрий Шубин отмечает: для этого всё и сделано. Иногда полезно лишиться комфорта и домашнего уюта.
Румяные и счастливые садимся в автобус, который везёт нас от Харитоновки – конечного пункта сплава – в город. Кажется, нас не было не пять дней, а целый месяц.
Ещё долго по возвращении домой мне снится, что я в походе. Гребу на катамаране, устанавливаю палатку. Однажды спросонья даже пыталась снять с лица антимоскитную сетку, пока не осознала, что на мне пижама и я в своей постели.
Самый частый вопрос, который доводится слышать в эти дни: «Отправилась бы в сплав ещё раз?». Да, без сомнений.
Рецепт фирменной картошечки от Светланы Балашовой
Вам понадобятся: картофель, сало, соль и перец по вкусу, фольга для запекания.
Картофель не чистим, делим пополам. Внутрь кладём сало: цельными ломтиками или мелко режем. Специи можно добавить как до запекания, так и после приготовления. Оборачиваем каждую картофелину в фольгу (в два слоя). Время запекания в углях – 40 минут.
Что понравилось участникам сплава?
Максим Матасов: «Понравилась еда, особенно овсяная каша. Было весело бегать от комаров, прикалывать друзей, плыть под музыку и петь. В походе ты чувствуешь единение с природой, забываешь о проблемах, у тебя совсем другие задачи, ты расслабляешься».
Алексей Бажуков: «Обычно я скуп на эмоции, а тут меня в какой-то мере даже «разрывает». Получил интересный опыт: разные возрастные группы на равных условиях участвовали в водном походе. Туризм всегда объединяет и даёт возможности всем. Подростки считались с мнением взрослых и наоборот. Каждый был полноценным участником туристкой группы, то есть не отлынивал, не филонил, не пытался увильнуть от поручений. По мере своих знаний и возможностей выполняли все поставленные задачи, а многие даже учились на ходу и делали. Я ни разу не слышал: «Нет», «Не буду», «Не хочу». Каждый делал всё возможное, чтобы наше путешествие было комфортным и запоминающимся».
Татьяна Шишелова: «Это уже мой второй сплав и совсем другие впечатления. Мы побывали и в жаре, и в дожде. Мне особенно понравилась последняя стоянка: болтали у костра, в игры играли. Самая вкусная еда – жирный наваристый суп из тушёнки. На катамаранах сплавлялась впервые, до этого плавали на большой лодке. Катамараном по-другому нужно управлять, иначе сидеть. Был интересный опыт».
Егор Михеев: «Я занимаюсь в секции по туризму, в поход мне предложила пойти мама. Особенно сложно оказалось грести, но в целом мне понравилось. Очень вкусной была уха. Я и сам рыбачил, поймал шесть окуней на блесну».