Вы здесь

Помните малую родину!

Каждому человеку дорог тот уголок, где он родился и вырос. У каждого из нас есть своя малая родина. На страницах газеты часто рассказывают о забытых, заброшенных деревнях Ненецкого округа. У всех этих сел есть своя история, люди, которые еще помнят о ней, хотя деревни уже и на карте может не быть.

И мне хочется немного рассказать о своей малой деревне, сегодня, увы, позабытой – это Хоседа-Хард Большеземельского района. К сожалению, нет сегодня и примыкающих к ней деревень – Егор Вань, Чыгем, Седныр, Хоседа-Вом, Фомаю, Сявта... В этих населенных пунктах жили люди, работали, воспитывали детей.

В 1924 году стали образовываться первые тундровые советы, среди которых был Хоседа-Хардский тундровый совет. В том же году постановлением ВЦИК образовался комитет содействия народам Севера для оказания помощи строителям новой жизни в здешних местах.

По решению губернского комитета Севера, для организации комплексного обслуживания оленеводов, построили культбазы с медицинскими, ветеринарными, общеобразовательными учреждениями. А в 1925 году место для строительства такой культбазы выбрали недалеко от деревни Егор Вань по реке Хоседе. Кстати, первым поселенцем в Егор Ване был Иван Егорович Беляев, от его имени и отчества и произошло название деревни.

Председателем организации культбазы был ненец Афанасий Иосифович Лымин, впоследствии этот энергичный мужчина получил высшее образование.

В 1926 году депутаты тундровых советов избрали районный исполнительный комитет с центром в Хоседа-Харде. Это послужило развитию культбазы, построили школу, больницу. В этом же году открыли, хотя учебу начали лишь через год, потому что оленеводы с детьми уезжали на зимние стойбища, и детей собрать на учебу было трудно.

В связи с организацией Большеземельского района в Хоседа-Харде располагались райисполком, районный финансовый отдел, отделы народного образования и здравоохранения. В поселке построили интернат, отделение связи. Начальником почты стал Василий Егорович Бобров. В клубе работали Клара Анатоль-евна Грин, Альбина Ивановна Беляева, которая залихватски играла на гармошке. Жизнь в поселке кипела. Потом многие руководители Большеземельского района стали работать в Нарьян-Маре, в окружном Совете депутатов трудящихся.

В годы Великой Отечественной войны начался выпуск газеты «За оленеводство», почта развозила издание по другим населенным пунктам. Много моих земляков отправились на фронт, немало их погибло в боях. За доблестный труд в годы войны были награждены 67 колхозников, 17 работников рыбкоопа, 10 работников Хоседа-Хардской школы, председатель тундрового совета Е.А. Хозяинова.

В 1959 году Большеземельский и другие районы Указом президиума Верховного Совета РСФСР были упразднены, а вслед за этим стали исчезать близлежащие деревни, не стало на карте округа и Хоседа-Харда.

История районов и НАО неотделима друг от друга. Районные руководители и депутаты советов своей деятельностью положили основу для коренного преобразования жизни тундровиков. Многих людей, которые творили эту славную историю, уже нет с нами. Их имена должны остаться в памяти живых – Аркадий Иосифович Лымин, Аркадий Дмитриевич Евсюгин, Иван Федотович Тайбарей.

Сейчас нет многих людей старшего поколения, но живы их дети, внуки, правнуки. И хочется пожелать, чтобы помнили о Хоседа-Харде, не забывали свою малую родину, чтили память тех, кто жил в этом поселке, передавали историю своим детям и внукам...

Л.С. Фирсова, поселок Хорей-Вер