Раскрывают преступления, устраивают засады на бандитов, разыскивают пропавших без вести людей – вот он, будничный труд сотрудников службы уголовного розыска
Пятого октября представители этого подразделения МВД России отмечают профессиональный праздник.
За плечами сотрудника УМВД России по Ненецкому автономному округу Кирилла Леина десятки раскрытых дел и безупречная репутация. Майор полиции рассказал о работе, которая и опасна, и трудна.
– Кирилл Алексеевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как получилось, что вы связали свою жизнь с профессией, которая требует столько мужества и самоотдачи?
– Родился в деревне Бурая Псковской области. Ещё будучи мальчишкой, мечтал служить в полиции, как мои дядя и тётя. Сначала окончил сельскохозяйственный техникум, а уже потом получил высшее юридическое образование – учился в Москве. После окончания академии прошёл срочную службу в 76-й дивизии воздушно-десантных войск, вернулся на гражданку и приступил к работе.
– Вспомните, как начинался ваш трудовой путь. Почему именно уголовный розыск?
– С этим связана отдельная история. Люблю шутить, что сначала попал в элитное подразделение вооружённых сил, а потом, чтобы не нарушать традицию, поступил на службу в элитное подразделение полиции. Было так: сразу после армии оказался в городе Великие Луки. Пришёл устраиваться на работу, а перед этим случайно познакомился с мужчиной. Разговорились, оказалось, что он начальник уголовного розыска. Побеседовали и он сказал: «Такие, как ты, нам нужны». Меня взяли в отдел, и работа тотчас поглотила меня. Первое время ходил по ночным клубам и вычислял наркоманов, будил коллег по ночам. В общем, влюбился в эту работу окончательно и бесповоротно. Теперь и здесь продолжаю в том же духе (смеётся).
– Как оказались в Нарьян-Маре? Нравится вам здесь?
– Моя тётя, Александра Алексеевна Леин, работала следователем в Следственном управлении Следственного комитета по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Она предложила переехать и поработать здесь, на Севере, это было в 2014 году. Я согласился, приехал и как-то незаметно для себя полюбил этот регион. Теперь здесь мой дом. По долгу службы объездил весь округ, побывал почти в каждом населённом пункте. Мне нравится летать в деревни и сёла, любуюсь просторами тундры из иллюминатора.
– За что отвечает ваше подразделение? Какие обязанности у вас лично?
– Мы занимаемся выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников. Долгое время я был начальником отделения по раскрытию преступлений против личности. Но вот уже год явлюсь заместителем начальника отдела уголовного розыска. Теперь работаю с личным составом отдела, ставлю задачи, передаю опыт другим сотрудникам.
– Каким должен быть оперативный сотрудник?
– Эмоционально устойчивым прежде всего. Это не работа, а образ жизни. Преступления совершаются всегда, наш график ненормированный. Не каждому подойдёт такая деятельность.
– А детективные сериалы про полицию смотрите? То, что показывают, – правда?
– Когда я устраивался в полицию, мой первый руководитель дал задание: пересмотреть все сезоны сериала «Ментовские войны». Да, действительно, в телепроектах отражают некоторые тонкости и особенности нашей деятельности. Но зачастую в сериалах и фильмах оперативники стреляют направо и налево каждый день, а в жизни всё не так – оружие используем крайне редко, хотя оно всегда при нас.
– А какие преступления характерны для нашего региона?
– Анализируя оперативную обстановку в регионе, могу сказать, что всё чаще набирает обороты интернет-мошенничество. Многие из киберпреступников действуют из-за границы, скрываются за вымышленными именами и виртуальными «следами». Киберпреступников не так просто поймать.
В Ненецком автономном округе в 2017 году зафиксирована серия мошенничеств в отношении местных жителей. Всего было совершено более 20 эпизодов, объединённых схожей схемой действий. Жертвы использовали региональные приложения для совершения покупок – например, заказывали колёса или другие товары. Мошенники действовали дистанционно, обманывая граждан, подделывая данные и заставляя доверчивых пользователей переводить средства на свои счета.
В ходе оперативно-разыскных мероприятий мною была получена информация о причастности к этим преступлениям жителя города Архангельска. В дальнейшем данный гражданин был задержан и признал свою вину.
А если честно, то в округе случаются преступления любой направленности, поэтому всегда надо быть начеку.
– За время работы в органах у вас изменилось мнение о людях?
– Не могу однозначно ответить. Скорее всего, нет. Но изменился я сам. Наверное, стал более строгим и сдержанным. Приходится взаимодействовать с разным контингентом, поэтому эмоции должны оставаться в стороне.
– Работа нервная и опасная – не позавидуешь. Как справляетесь с усталостью и напряжением?
– Семья поддерживает! Для меня важно, чтобы дома ждали, умели слушать и слышать. Когда близкий человек работает в органах, приходится мириться с разными обстоятельствами: оперативники часто сутками пропадают на работе, а забота о семье ложится на хрупкие плечи женщин. У меня две дочери. Старшая, Ульяна, мечтает пойти по моим стопам – и я этим очень горжусь. Время покажет, как именно сложится её путь, но служба в ОВД – это профессия, которая формирует характер, учит ответственности и настоящей преданности.
– А сами не задумывались попробовать себя в чём-то другом?
– Никогда. Уголовный розыск – это моё.
– Что пожелаете себе и коллегам в канун праздника?
– Хочу пожелать как можно больше любви! К работе, имеется в виду… (улыбается). Если каждый сотрудник уголовного розыска всем сердцем полюбит свою работу, то результат себя ждать не заставит, а показатели раскрываемости возрастут. У нас сейчас коллектив молодой, поэтому есть к чему стремиться. Верю, что без любви к службе не достигнуть успеха. Так что будем стараться!