Вы здесь

Часовые памяти

  Где-то здесь среди членов команды, отправляющейся  на Вайгач, есть и Александр Варнек. Фото 1902 года

Говорят, что наш округ вполне может претендовать на звание «туристической Мекки», и вовсе не потому, что здесь отлично развита туристическая индустрия, скорее наоборот. Главное достояние НАО – это то, что на нашей территории сосредоточено такое огромное количество исторических, этнографических, природных памятников, что если их отметить особыми знаками на карте, то она получится пестроты необыкновенной.

Взять хотя бы Вайгач! Мало того, что сам остров – это сакральная территория, имеющая и этнографические, и природные памятники: такие как Семиликий идол или Великий провал, названный самодийскими племенами Хэх Сей – «сердце Бога». На Вайгаче есть к тому же исторические памятники, хранящие в себе информацию о более поздних событиях в жизни острова.

Сегодня на Вайгаче можно говорить о двух исторических памятниках, установленных в прошлом веке. Один – это монумент, посвященный памяти людей, чья жизнь оборвалась на островном осколке ГУЛАГа. Памятник жертвам установлен недалеко от поселка Варнек, там, где находилось старое кладбище. Сегодня он находится еще в приличном состоянии, правда, соленые ветра и время немного разъели бронзовую табличку, а сам камень покрылся рыжей ржавчиной. Вихри времени и суровый климат делают свое дело – камень медленно разрушается.

Еще об одном памятнике Вайгача мы узнали из письма краеведа Сергея Козлова, адресованного главе МО «Юшарский сельсовет» Дмитрию Вылке. Автор письма посетил Вайгач в 2007 году и был удручен, увидев в каком состоянии находится памятник погибшим на Вайгаче полярным летчикам. Вот что он пишет: «Это было в 1938 году. Самолет «Сталь-2» с номером СССР-Н114 5 февраля 1938-го в условиях тумана потерпел катастрофу на острове Вайгач. Тогда погибли три летчика. Данный экипаж входил в состав Беломорского авиаотряда и проводил ледовую разведку, занимался поиском морзверя и доставкой пойманной рыбы с рыбучастков». В мае 2012-го краевед обратился к представителям МО «Юшарский совет» с просьбой привести памятник полярным летчикам в нормальное состояние: «Кладбище летчиков на Вайгаче находится в очень плохом состоянии: деревянная оградка и памятник превратились в труху. От пропеллера остались отдельные металлические части. Лыжи почему-то лежат у обелиска заключенным Вайгачского лагеря. Я считаю, что память о летчиках должна быть восстановлена, могилу необходимо как можно быстрее привести в нормальное состояние...»

Глава МО «Юшарский совет» Дмитрий Вылка практически сразу прореагировал на это письмо, и уже осенью 2012 года на месте гибели полярных летчиков появилась гранитная плита со следующим текстом: «5 февраля 1938 года в условиях тумана потерпел катастрофу на острове Вайгач самолет Беломорского авиаотряда «Сталь-2» СССР-Н114. В результате аварии погибли:

Летчик Шукайло Леонид Кириллович (1905–1938).

Бортмеханик Поклад Иван Павлович (1894–1938).

Бортмеханик Ядрихинский А.П. (...– 1938).

Вечная память полярным летчикам – первопроходцам арктических трасс!»

Если внимательно присмот-реться к новому памятному знаку, то наши читатели увидят на фотографии, сделанной 8 сентября 2012 года, и пропеллер от самолета, и две его лыжи – все, что удалось найти и сохранить в память о самолете «Сталь-2» и его экипаже.

В этом материале представлены не только фотографии памятников, но и картина, написанная известным писателем, художником и военным моряком Виктором Конецким. Таким он увидел памятник морякам и летчикам на кладбище Вайгача, такие письменные воспоминания оставил он в своей книге «Никто пройденного нами пути не отнимет»:

«Мы остановились в бухте, названной в честь исследователя Арктики, начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и командира теплохода «Пахтусов» капитана Александра Ивановича Варнека, -туда и сейчас редко заходят суда, слишком непредсказуема здесь погода. Мы сошли на берег и на возвышенности, куда мы поднялись, увидели могилы. Боже мой, куда бы не заносила меня судьба на Севере, везде встречаются подобные одинокие могилы. И если на русской равнине могилы прячутся в тени кладбищенской тишины, то здесь они обычно стоят на высоком месте, так чтобы их можно было увидеть издалека. Людей в таком случае всегда тянет подойти к ним и узнать, что за люди покоятся в этих забытых богом и людьми местах. Меня поразила эта одинокая могила, вознесшаяся высоко над морем. В этом, подумал я, и есть величие человеческого мужества. Но каждый раз эти одинокие могилы вместе с чувством преклонения и уважения вызывают еще и щемящее чувство тоски и трепетного сострадания к упокоившимся здесь людям!»