Каждое лето сотрудники Ненецкого краеведческого музея отправляются в научные экспедиции для сбора материалов по истории поселков и пополнения фондов предметами музейного значения. В августе этого года заведующая отделом этнографии Лариса Талеева и младший научный сотрудник отдела истории края Алексей Коротаев побывали в поселке Варнек на острове Вайгач.
Экспедицией на Вайгач краеведческий музей завершил работу по описанию населенных пунктов, продолжавшуюся почти десять лет. Сотрудники музея посетили самые разные уголки НАО, исследовали историю населенных пунктов и административных учреждений, записали воспоминания старожилов, зафиксировали на фото современный вид сел, деревень и поселков, описали основные бытующие виды хозяйствования.
В поселке Варнек проживает 95 человек, в том числе 45 детей. Детского сада и школы нет, школьники едут учиться в Каратайку, а дошколята – при родителях. Работать особо тоже негде: всех предприятий – Дом культуры, пекарня с магазином да баня. Живут здесь, в основном, рыбным и охотничьим промыслом. Но оторванными от цивилизации себя не считают. Почтового отделения нет, но есть доступ в интернет, и пропускной способности канала хватает даже на разговоры по скайпу. Как рассказала Лариса Талеева, за две недели на Вайгаче сотрудники музея совершили пешие походы на мыс Дьяконова, мыс Раздельный и мыс Гребень, представляющие значительный интерес для исследователей. На мысе Дьяконова долгое время находилось одно из основных сакральных мест ненецкого народа, а на мысе Гребень располагались артиллерийские позиции и строения периода Великой Отечественной войны.
Мыс Раздельный связан с печально известными массовыми репрессиями. В 1930 году здесь был образован лагерь для политзаключенных, известный как «Вайгачская экспедиция ОГПУ», где до 1936 года велись работы по добыче свинцово-цинковой руды. Фундаменты жилых блоков, разбросанный кирпич с хорошо читаемой аббревиатурой ЧКЗ (Чкаловский Кировский завод), отвалы поднятой из шахт земли выше человеческого роста и входы в шахты, затопленные грунтовыми водами, – все это и по сей день можно увидеть на мысе Раздельный.
Из местных мало кто сегодня осмеливается ходить на мыс Раздельный – ведь там даже бывалым людям не по себе. Мужчины признаются, что испытывают состояние ужаса, когда в сумерках от насыпей земли и входов в шахты поднимаются белые облачка тумана. Из рассказов старших поколений местные жители знают, что когда бухта Варнек покрывалась льдом, заключенных, которые больше не могли работать, подводили к обрывистому краю мыса и, не расстреливая, просто скидывали под лед. Так же поступали и с умершими, их даже не хоронили.
Интересную достопримечательность – «Голову Сталина» – можно увидеть по дороге на мыс Раздельный. «Головой Сталина» здесь называют скалу, в контурах которой, приглядевшись, можно увидеть профиль «вождя народов»: нос и брови, а сверху – фуражка. Минувшим летом прямо под «фуражкой» пара канюков свила гнездо.
Шесть медведей на одну избу
На Вайгаче уже привыкли, что животные, которых большинство жителей Большой земли видит только в зоопарках, живут с ними рядом и частенько по-соседски заходят в гости. Прежде всего это касается белых медведей.
Александра Тимофеевна Вылка рассказала, что раньше они с мужем жили в тундре, в избушке, в нескольких километрах от Варнека, – так вот там медведи были частыми гостями. Однажды, когда муж был на рыбалке, а Александра Тимофеевна хлопотала по хозяйству и вышла из избушки, то вернувшись, обомлела – в избушке сидят аж шесть медведей. Хозяйка как можно тише забралась на чердак, где и просидела почти сутки, пока незваные гости сами не ушли.
Не доверять ее словам нельзя, ведь даже за две недели, что сотрудники музея находились на Вайгаче, они сами стали свидетелями визита белого медведя прямо в поселок. Житель Варнека Илья Павлович Хатанзейский – единственный, кто сегодня здесь делает небольшие лодки, на которых ходят в море на промысел. У Ильи Павловича много собак, которым для прокорма нужны тюлени и нерпы. Специально морских животных не ловят, они попадают в сети вместе с рыбой. Этим летом заготовил рыбак для своих собачек полбочки нерпичьего сала и поставил в углу дома, а дом его – крайний в поселке. Ночью пришла медведица (жители Варнека хорошо различают пол медведя – у медведицы морда вытянутая, а у медведя немножко приплюснутая) и пока весь жир в той бочке подчистую не съела – не ушла. Наевшись, прошлась по поселку, повалялась на берегу, после чего переплыла бухту и провела еще пару дней на мысе Раздельный, так что ее было видно издалека. Таких «косолапых визитеров» за время пребывания экспедиции было трое.
История одного фото
К слову, о собаках – собак на Вайгаче много. Александра Тимофеевна рассказала историю одного снимка 2002 года из своего семейного архива, где она запрягает собачью упряжку. На этой упряжке ее муж Николай Рудольфович со своим братом Андреем Рудольфовичем и другими жителями Вайгача везли Семиликого идола, которого доставили с Большой земли посылкой в огромном ящике, чтобы установить его на прежнем месте. Увезли деревянный артефакт с острова Большой Цинковый участники морской арктической комплексной экспедиции под руководством археолога Петра Боярского в 2001 году, чтобы отреставрировать. Почти сразу же, после того как святыню доставили в Москву, на участников экспедиции и на жителей острова, что помогали им, стали сыпаться разные неприятности. Поэтому, даже не закончив реставрацию, москвичи приняли решение вернуть раритет на место.
В настоящее время Андрей Рудольфович Вылка живет отшельником в тундре, в избушке рядом с Семиликим идолом, в Варнек приезжает редко. И все, кто там бывает, останавливаются у него, почтительно называя Андрея Рудольфовича «охранителем» идола.
Женщины и священный остров
В результате экспедиции в фонды Ненецкого краеведческого музея поступило 62 предмета музейной ценности. Наиболее ценные передали Ольга Николаевна Валейская и Александра Тимофеевна Вылка, за что участники экспедиции выражают им благодарность.
Ольга Николаевна Валейская передала в дар музею две детские малицы, тобаки из меха тюленя, тучейку, поддужный колокол для оленей упряжки XIX века, а также часть прибора для плетения шерстяных поясов, датированного концом XIX – началом XX века, принадлежащего ее бабушке. Другой ценный экспонат – металлическое украшение с изображением львов для ненецкого женского головного убора (конец XIX – начало XX века) – передала Александ-ра Тимофеевна Вылка. Украшений такого вида до сих пор не было в краеведческом музее. Это украшение сын Александры Тимофеевны Михаил Николаевич хранил с детства. Найдено оно было во время строительства новой электростанции. Когда начали копать, рабочие наткнулись на захоронение ненецкой девушки. Она была похоронена в ненецкой панице, а рядом с ней лежало много металлических украшений и медных предметов. Местные жители даже предположили, уж не ненецкая ли это царица? Во всяком случае – девушка была из богатой семьи. Ведь только богатые могли позволить приобретать украшения, которые стоили порой столько же, сколько пуд муки. Интересно еще и то, что захоронена она была на острове Вайгач – на священном острове, где женщинам, в общем-то, не позволялось находиться. Вплоть до 20-х годов прошлого века люди предпочитали здесь не селиться. Вайгач был единственным в своем роде священным островом, куда приходили самоеды с Русского Севера и из-за Урала поклониться своим божествам.
Куда перенесли захоронение, жители уже не помнят, а вот медные украшения малолетние ребятишки растащили. Одно из них и сохранилось в семье Вылки.
Дальше к культовым местам
В следующем году музей начинает новый большой проект, посвященный священным мес-там НАО. И начнется он с полуострова Канин. Уже есть название – «Культовые места древнего Канина».
– Начинать новое большое дело очень сложно, к тому же тема очень щепетильная. Я знаю, что заниматься описанием священных мест женщинам – это вдвойне тяжело, а я в последующем буду руководителем этих проектов, – говорит Лариса Талеева. – Но работать в этом направлении надо. Если мы не будем этого делать, оно уйдет, канет в Лету, и никто об этом знать не будет. И для меня очень символично, что тему описания населенных пунктов мы закончили островом Вайгач – паломническим местом, единственным священным островом в Арктике. Мы начинаем новое, трудоемкое, сложное, но интересное дело, которое, думаю, тоже займет немало времени. И после посещения Вайгача у меня возникло такое ощущение, что я получила разрешение на это.