Мастер-классы под руководством народного мастера традиционного текстильного искусства Русского Севера, научного сотрудника музея «Малые Корелы» Натальи Кузьминой прошли в конце ноября в Центре народного и декоративно-прикладного творчества.
Наталья Кузьмина – народный мастер по северному костюму, руководитель Центра ремесел, разрабатывает и проводит мастер-классы по различным видам народного прикладного искусства. Первый семинар в Нарьян-Маре она провела в 2006 году и с тех пор количество ее учениц растет.
– Она потрясающий человек и как никто другой интересуется именно народными ремеслами, – говорит директор Центра Марина Моргось. Наталья Васильевна может доходчиво объяснить теорию и преподать практику, рассказать практически о любом виде народного декоративно-прикладного искусства Русского Севера. Поэтому Центр год за годом приглашает именно ее.
Набойка на ткани – простор для творчества
Покупая в магазине изделие из ткани с набивным рисунком или просто отрез набивного ситца, я не раз задумывалась: а почему, собственно, он так называется, чем таким может быть набит? Оказывается, набита не сама материя, а рисунок на ней. Первый день мастер-классов был посвящен старинной технологии набойки на ткани, сегодня почти вытесненной массовым машинным нанесением рисунка на полотно. А в старину это был целый процесс, со своими особенностями и технологиями.
– Набойка была особенно распространена в России в XIX веке, технология эта пришла из восточных стран, – рассказывает Наталья Кузьмина. – Это украшение ткани рисунком с помощью специальных штампов. Один из видов нанесения рисунка, самый сложный – кубовая набойка. Приходили в деревню мастера-набойщики. Хозяйки выносили свои домотканые полотна, серые или уже отбеленные, отдавали мастеру, он брал их и красил. Позже в деревнях стали появляться и свои мастерские. Узоры набивали, припечатывая штамп кулаком или даже специальным молоточком. Отсюда и пошло название – набивное. Рисунки были разные, в зависимости от того, куда потом шла эта ткань: мужчине на рубаху или порты узор шел поскромнее, девочкам и женщинам – побогаче.
Как объяснила далее Наталья Васильевна, мастер наносил на ткань специальный состав из множества компонентов: глины, гуммиарабика и других веществ. Они пропитывали ткань, чтобы впоследствии «припечатанные» места не прокрасились, когда ткань опускали в большую бадью (так называемый куб) с краской. После хозяйке оставалось только прополоскать ткань и шить обновку.
Интересно, что в России сегодня практически не найти мастеров по изготовлению штампов для набойки. Болванки, привезенные Натальей Васильевной, куплены в Индии. Изделия, изготовленные по старинной технологии, пользуются спросом у россиян. В основном заказывают косынки и футболки для каких-то событий. Но этим возможности набойки на ткани не ограничиваются.
Не путайте козулю с пряниками!
Когда начинается разговор о козулях, большинство из нас отчетливо представляют себе нарядное сухое печеньице в виде фигурки человечка или животного, украшенное разноцветной глазурью. Однако поморская козуля к сладким пряничным фигуркам никакого отношения не имеет, уточняет Наталья Кузьмина:
– История лепных древних козуль, которые мы учимся выпекать, восходит еще к XII веку. Это выпечка из ржаной муки, чаще всего фигурки оленей и коз. Нельзя путать козули с силуэтным пряником, который распространился в XIX веке на территории нынешней Архангельской области. Это совершенно другие козули, тут только ржаная мука, вода и соль. Каждая из них что-то означает. Например, олень-солнышко нес в дом тепло, уют. Их дарили на Святки, на день зимнего равноденствия. Олешки с рожками считались лечебными, бабушки с особыми наговорами как бы укалывали этими рожками больные места, выходило что-то вроде воздействия на активные точки. Козы и коровы – символы плодородия. Фигурки с их изображением скармливали скоту, чтобы он не болел и плодился. Птичка с птенцами символизирует семейство, мир в нем, тепло в отношениях. Охотникам и рыболовам пекли тюленей, бельков и рыбок. От сглаза оберегал трехрогий олень. Все фигурки символизировали пожелание добра, и со временем их стали ставить рядом с иконами.
Наталья Васильевна показывает фигурки. Цветом они такие же, как горбушка черного хлеба, а на ощупь – гладкие как баранка. Может, от этого родства с хлебом они излучают ощущение тепла и уюта?
Душа просит красоты
– Я не впервые в Нарьян-Маре, и мне очень приятно видеть, как растут мои ученицы, что они не бросают изделие после того, как окончился мастер-класс, и обязательно доделают, привнесут что-то свое, – делится Наталья Кузьмина. – Очень хорошо, что у нарь-янмарцев есть возможность прий-ти и научиться старинному ремеслу. Должна сказать: женщины здесь старательные и талантливые, им не жаль времени, если душа просит красоты творчества. А в рукоделии, которое никогда не заменит промышленное производство, красота есть всегда.