Развитие системы образования и сохранение языков коренных малочисленных народов обсуждали на I Всероссийском съезде учителей родных языков, литературы и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Санкт-Петербург. Колонный зал Университета имени А. И. Герцена пестрит от национальных костюмов. В съезде участвуют 143 делегата. Ненецкий округ представляют заслуженный учитель НАО Матрёна Талеева, методист окружного центра развития образования Людмила Талеева, учитель родного языка из поселка Нельмин Нос Людмила Соболева, учитель русского языка и литературы из Индиги Марина Боброва.
Уходят родные языки
Первое решение съезда – создать ассоциацию преподавателей языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
– Нужно остановить процесс утраты языковых и культурных традиций на обширных просторах Севера. Речь идет о родных языках 41 народа, – сообщила Нина Вейсалова, первый вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ. По ее мнению, родные языки должны изучать в школе в качестве основных, а не факультативных предметов.
В планах новой общественной организации – разработка единой концепции преподавания родных языков, выработка образовательных стандартов. Ассоциация также постарается установить связь со всеми специалистами, которые преподают языки данной группы, вне зависимости от того, где они работают – в школах, детских садах или системе дополнительного образования.
Также в перспективе – организация целевого набора в вузы, где ведется обучение преподавателей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Президент Ассоциации КМНСС и ДВ, депутат Госдумы Григорий Ледков добавил, что Институт народов Севера всегда носил особый статус. Учебное заведение имеет стратегическое значение для северных территорий, готовит уникальных выпускников. Примечательно, что студенты получали два образования: основное и с национальным компонентом. Это позволяет специалисту преподавать родной язык и работать по специальности.
Большинство способных детей из числа коренных малочисленных народов, живущих в отдаленных и труднодоступных местах, не могут полноценно конкурировать на бюджетные места в ВУЗе. Одна из причин – отсутствие дополнительной финансовой поддержки.
По словам Григория Ледкова, Ассоциация ведет переговоры с руководством Министерства образования и науки, она приложит все усилия, чтобы восстановить статус Института народов Севера и обеспечить целевой набор студентов.
На прошлой неделе состоялась встреча депутата Госдумы Татьяны Гоголевой с Министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. Главный посыл – нужно внести изменения в законодательство для усовершенствования системы подготовки кадров из числа северных народов. Также необходимо восстановить государственное обеспечение студентов, расширить перечень образовательных учреждений по подготовке профессиональных кадров в области родных языков, самобытной культуры и традиционной хозяйственной деятельности.
Жив язык – жив народ
Делегаты съезда, эксперты, руководители органов образования северных регионов пришли к выводу: модернизация системы образовательных учреждений после введения принципа нормативно-подушевого финансирования привела к закрытию малокомплектных школ в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. То, что пошло на пользу общеобразовательным учреждениям в крупных городах, достаточно больно ударило по сельским малокомплектным школам.
По словам учителя эвенкийского языка и литературы из Дальнего Востока Любови Максимовой, существующая языковая ситуация – следствие активного воздействия русского языка с притоком русскоязычного населения и распространением средств массовой информации. Также всему виной и разрушение традиционных языковых коллективов при укрупнении поселков, неэффективность преподавания родных языков в общеобразовательных учреждениях. Объем – от одного до шести часов в неделю.
Как отметила Любовь Николаевна, из 40 языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока только 23 изучают в школах и дошкольных учреждениях в качестве предмета, факультатива и кружка. Ни один из них не является обучающим. Преподаватели и родители считают, что родной язык необходимо преподавать как обязательный предмет, а не факультативно. Эту идею поддержала Татьяна Гоголева, одна из инициаторов съезда учителей родных языков в Санкт-Петербурге.
– В этом году 1 сентября я встретила в Варьеганской школе. Учителя жаловались. Изучение родного языка для ребенка становится наказанием. И это понятно. Если факультатив стоит в расписании шестым-седьмым уроком, ученик просто не воспринимает материал. Нужны более действенные меры на государственном уровне по стимулированию сохранения родного языка. С его исчезновением мы теряем часть большой картины мира, неповторимую систему взглядов, знаний, а за этим следует и исчезновение народа, – с горечью констатирует Татьяна Гоголева.
– Существует федеральный перечень учебников. Попасть в него крайне сложно, – продолжает депутат Госдумы. – Много барьеров – организационных, бюрократических. Как отмечают учителя, чиновники на местах не очень заинтересованы в этой работе.
По словам парламентария, усложнился процесс экспертизы учебника: вместо трех их стало пять. Зачастую в Москве, где проходит федеральная экспертиза, нет экспертов-лингвистов того или иного языка народов Севера. Кроме того, у авторов учебников порой нет денег, чтобы заплатить за нее. Только два издательства в Москве и Санкт-Петербурге издают учебники родных языков. И это только видимая часть проблем. Как говорят учителя, препятствия на пути издания современного учебника для коренных народов Севера приводят к тому, что родные языки из учебного плана переводятся в вариативную часть, то есть в факультативы. Вот почему учителя родных языков бьют тревогу. Их озабоченность связана в первую очередь с отсутствием современных учебно-методических комплектов.
Подари талант ученику
Пилотным регионом программы «Дети Арктики» выбрали Ямало-Ненецкий автономный округ, где в течение нескольких лет действуют кочевые школы, в которых учатся больше 200 детей. Организована подготовка кочевых учителей и воспитателей в Ямальском многопрофильном колледже. Приобретены модульные здания школ, оснащенные всем необходимым оборудованием, в том числе спутниковыми системами связи, а для кочевых учителей и воспитателей разработаны учебно-методические пособия нового поколения.
Педагоги отмечают, что такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу и способствует большей успешности учеников. Дети получают дошкольное образование, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа. Методики организации кочевого образования ЯНАО по достоинству оценены и на федеральном уровне. Именно ямальский проект занял первое место во Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик, рекомендован к внедрению во всех северных субъектах России.
– Именно через изучение родного языка младшему поколению передается культура и традиции его народа. Поэтому я уверена, что развитие языкового обучения – приоритетное направление деятельности государства, семьи, педагогов. Необходимо организовать подготовку учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, открыть больше национальных школ. Россия – многонациональная страна, и именно в этом ее основное богатство, – резюмировала итоги съезда председатель постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва.
По итогам двухдневной работы делегаты предложили включить учебно-методические комплексы по родным языкам в федеральный перечень учебников, разработать систему мер повышения квалификации учителей через участие в федеральных программах, учредить общественную премию Ассоциации коренных малочисленных народов для молодых учителей родных языков с целью повышения имиджа учителя и многое другое.