Вы здесь

Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить

В этом году я на себе проверяла народную мудрость: «Блин не клин, брюха не распорет». Случился у меня на минувшей неделе блинный марафон. Каждый день масленичной недели я угощалась блинами: то сама пекла, то в гости ходила.

 

В среду я оказалась в гостях у Марии Петровны Чупровой. Улыбчивой бабушке в июне уже 80 лет исполнится, а она со всем хозяйством ловко сама управляется, еще и рукодельничает.

Приветливая хозяйка накормила меня сытным обедом, но, главное, рассказала о том, как Масленицу и Пасху в тундре праздновали.

– Я родилась в семье коми-оленеводов. Кочевала, можно сказать, с рождения. И замуж в тундру вышла. Из восьми детей я только двоих уже в городе родила. В тундре мы не блины, а оладики все пекли. Чем отличаются? Блины или на дрожжах замешивают, или тонкими пекут, а оладики – на соде. У каждой хозяйки свои рецепты. Меня как мама в детстве научила, я так и замешиваю: молоко, яичко, сода, сахар и мука, – неспешно рассказывает о своей жизни моя собеседница, и разговор ей не мешает сноровисто выпекать блин за блином.

Буквально за десять минут на тарелке появилась большая стопка толстых, румяных, аппетитно пахнущих блинов.

Для блинов у Марии Петровны все специальное, предназначенное только для их приготовления. Сковорода у нее старинная, чугунная, хорошо прокаленная. На ней хозяйка больше ничего не готовит – только блины. Лопатка деревянная тоже только в блинное дело идет. Крыло гусиное – это чтобы щедро смазывать маслом горячие и румяные блины.

– Сегодня ведь «лакомка». Или еще по-другому: «тещины блины». Последний день Узкой Масленицы. Для меня-то Масленица – это, прежде всего, подготовка к Великому посту. Правда, для нас, немолодых, послабление есть: строго пощусь только первую и последнюю недели, а посередке себе рыбки, творожка и яичко позволяю. А в тундре, помню, только бабульки и постились. У оленеводов да и у чумработниц труд физический, тяжелый, без полноценной еды никак нельзя… Угощайся, угощайся, дочка. Как говорится: где блины, тут и мы, где с маслом каша – тут и место наше, – приговаривает бабушка Маша.

Рассказала она мне и о том, как по церковному календарю высчитывается время масленичной недели. Первый день блинной семидневки наступает за 56 дней до Пасхи. Это «плавающий» день, который приходится на конец февраля – начало марта. В этом году Пасха поздняя – выпадает на 5 мая, поэтому и Масленица припозднилась.

Поведала моя собеседница и о том, что такое Узкая и Широкая Масленица. Оказывается, первые три дня – это Узкая, а следующие четыре – Широкая Масленица. У наших предков последние четыре дня перед постом труд считался грехом. Это было время для молитв и отдыха.

Масленица многое взяла от своего предшественника – языческого праздника весны. В дохристианские времена 22 марта, в день весеннего равноденствия, славяне устраивали гулянья. Праздник будил весну и прогонял зиму. Это было время, когда Солнце, считавшееся у язычников сыном бога Коляды, превращалось в прекрасного юношу Ярило. Символом праздника был блин, он изображал Солнце. Христианство не стало бороться с этой языческой традицией, а органично вплело ее в религиозный календарь.

– А мы в тундре, не знаю и почему, всегда Евдокию праздновали. Это первый весенний праздник был. День святой мученицы Евдокии на 14 марта приходится. Ее заступницей женщин, особенно беременных, почитали. На Евдокию – это бабий день был. Помню, как-то была у меня напарница по чуму. Ее по святцам Евдокией назвали. Добрая женщина была. В моем детстве было принято детей по святцам называть. У нас у отца книжица была, все святые были расписаны. Меня Марией тоже по ней назвали, – посвящает меня в давние события Мария Петровна.

Прочаевничали мы под блины и разговоры полтора часа. Много нового я узнала: о том, что яйца на Пасху из птичьих гнезд брали, порой не всем яичко доставалось, а красили их луковой шелухой, обязательно в гости в соседний чум ехали, гостинцы везли.

– В марте в тундре красота! Лучшее время: зимой темно, летом комарно, а весной очень хорошо! – говорит Мария Петровна.