Вы здесь

Возвращая лики прошлого

В нашей газете долгое время существовала рубрика «Старая фотография рассказывает». В связи с предстоящим 85-летием Ненецкого округа мы решили вернуть ее на страницы газеты.

Как автор этой рубрики, я всегда с огромным трепетом и уважением относилась и отношусь к старым фотографиям, считая их уникальным свидетельством прошлого, и неважно, изображен ли на ней один-единственный человек или целое семейство, люди, приехавшие на съезд, или группа товарищей из Канинской или Большеземельской тундры, решивших остаться в памяти на фоне репродукций Кавказских гор. Каждая старая фотография ценна тем, что на ней запечатлены люди (наши бабушки, прабабушки и прочие родственники), пережившие нелегкие 30-, 40-, 50-е годы.

Когда в 2010 году в нашей газете был опубликован материал о выступлении в 1936 году актеров первого ненецкого театра, для меня это стало настоящим откровением. Я пыталась восстановить имена людей, в том числе через родственников. В течение года мне удалось узнать имена первых артистов единственного в своем роде ненецкого театра, хотя тогда я уже перестала ждать хоть какого-либо отклика.

А сейчас вместе с вами вспомним эту удивительную историю

Газета «Няръяна вындер» в 1936 году писала: «Молодой Нарьян-Мар становится очагом культуры. Прошло всего шесть лет с того времени, когда в районе Белой щели стояла только одна землянка. А сейчас здесь кипит не только трудовая жизнь, но ежедневно около 1000 человек вошли в клубы горсовета, водников, лесозавода, в красные уголки. Сотни людей теперь могут смотреть звуковое кино. В Нарьян-Маре есть свой театр, и десятки горожан репетируют пьесы и играют на струнных инструментах. Много среди них и ненецкой молодежи. В просторы тундры отныне несет свою культуру Красный город…»

После 1934 года, когда в Нарьян-Мар для обучения в новой совпартшколе, педагогичес-ком училище и оленсовхозуче стали набирать группы ненецкой молодежи из Малоземельской, Большеземельской тундр и Канино-Тиманья, было принято решение привлекать девушек и юношей советской тундры к новому искусству. Первая группа состояла из 11 человек. В нее вошли Ксения Седеева, Матрена Ханзерова, Зина и Мария Лагейские, Варвара Баракулева, Ксения Валейская, Анастасия Сулентьева, Анастасия Хатанзейская, Фёкла Талькова, Августа Талеева и Фёкла Апицына. Позднее число ненецких артистов выросло до 18 человек, были среди них и мужчины. Трудно поверить, но отобранным на сцену ребятам и девушкам, недавно выехавшим из оленеводческих стойбищ, предстояло не просто участвовать в художественных постановках, но и участвовать в постановках балета и опереточных партий под руководством бывшего балетмейстера Мариинского театра Якова Гершвенсона, осужденного «Тройкой» и высланного на поселение за неблагонадежность вместе с несколькими артистами того же Императорского театра в Нарьян-Мар.

На этой старой, семидесятичетырехлетней фотографии, сделанной в октябре 1936 года, мы видим ненецкую труппу в полном составе. Спектакль, с которым «народные артисты» выступают на театральной сцене «Арк-тики», называется «Новая жизнь». Постановка рассказывала не только о вековых традициях ненецкого народа, но и о великих преобразованиях, которые принесла в тундру Советская власть. С этим спектаклем юный ненецкий театр выезжал в Архангельск для участия в областном смотре художественной самодеятельности, где завоевал одно из призовых мест. Говорили, что зрителей особенно впечатлил монолог Емельяна Ардеева, который в финальном эпизоде вставал и выкрикивал в зал: «Проснитесь, так больше жить нельзя!». После этого зал взрывался аплодисментами, а за Омелей, так его звали на родине в Кие, навсегда закрепилось имя Артист.

На этой старой фотографии запечатлена вся артистическая труппа. Слева направо: Фёкла Апицына (мать Розы Ивановны Канюковой), Ксения Валейская (мать ненецкой художницы Нины Валейской), Зинаида Лагейская, Августа Талеева, Матрена Ханзерова, Фекла Талькова, Варвара Баракулева, Анастасия Сулентьева (крайняя справа). В центре сидит Емельян Ардеев, рядом с Анастасией Сулентьевой – Харитон Канюков, двое других мужчин, предположительно, выходцы из Малоземельской тунд-ры, но об их судьбах, к сожалению, ничего не известно, а очень хотелось бы знать. Поэтому обращаюсь к нашим читателям: если кто-то из вас узнал здесь своих близких и может поделиться информацией об их судьбе, руб-рика «Старая фотография» с удовольствием напечатает ваши воспоминания.

P.S. Прошло четыре года после публикации в нашей газете первых материалов о «тундровых артистах». За это время мне удалось узнать много интересного и трагического о судьбах этих людей, но вот информация о двух неизвестных героях этой старой фотографии так и оставалась тайной. И вот на днях по элект-ронной почте мы получили письмо следующего содержания: «Здравствуйте! Мой папа Ледков Савватий Николаевич наткнулся на старую газету «Няръяна вындер» от 21 октября 2010 года. В рубрике «Старая фотография» была напечатана статья «Они были первыми и единственными». В ней написано, что двое мужчин на фото не известны. Так вот, в третьем справа мой отец узнал своего отца Ледкова Николая Митрофановича. Мой дед родился в 1911 году и всю жизнь проработал в оленеводстве. Конечно, мой папа рассказал бы о нем гораздо больше. Я же, его внучка, просто решила написать, чтобы не оставлять деда безымянным героем этой фотографии. Спасибо, что фото такой давности вы нашли и напечатали в газете, и дали нам еще одну возможность увидеть родное лицо и вспомнить эту страницу жизни близкого человека».

Из разговора с теми, кто помнит Николая Митрофановича, мы узнали, что последние годы он жил в Хонгурее. Был мастеровым человеком, из дерева мог вырезать все что угодно. Несмотря на возраст, все кипело в его руках. По словам председателя СПК «Нарьяна ты» Прокопия Артеева, многие не знают, что первые балки для оленеводов придумал именно он. Он собственными руками собрал первый дом для кочевников, предусмотрев в нем буквально все. Говорят, он был человеком с огромной фантазией и артистической душой. Не случайно же его первые фотографии в окружных архивах связаны с ненецким театром, спектакли которого имели большой успех даже на областных смотрах в Архангельске.

Фото из архива «НВ»