Вы здесь

Ешь. Молись. Люби

В день, когда выйдет этот номер газеты, 145 лет назад Лев Толстой начал работу над «Анной Карениной». В жизни нашей героини таких страстей, как в этом романе, не было. Все просто и одновременно сложно. Мы, женщины, знаем, что имеем в виду. 

Пирожки вместо физкультуры. Это жизненное кредо Зинаиды Александровны Кудряшовой. Спросите кто она такая? Значит, вы не пробовали ее вкусную домашнюю выпечку, которой она угощает людей уже много лет. В Нарьян-Маре ее так и зовут – бабушка с пирожками. Она частый гость в редакции газеты и почти в каждой нашей статье и публикации – ее посильный вклад. Подкрепишься пирожком или ватрушкой, и вот уже новые силы для творчества появились. 

А если серьезно, то мы часто не обращаем внимания на тех, кто рядом с нами. Хотя реальные биографии простых людей могут оказаться покруче выдуманных книжных сюжетов. 

 

Биография на ладошке

Линия жизни у нашей героини оказалась такой длинной, что протянулась из прошлого века в нынешнее столетие. 9 марта Зинаида Кудряшова отметила день рождения. Ей исполнилось 79 лет.

Дорожка на ладошке привела ее в Нарьян-Мар в 1956 году. Родилась в Котласском районе. В семье трое детей, она была средней. 

– В моей биографии нет ничего интересного, – говорит Зинаида. – Все как у всех. Мне было 16 годков, когда приехала в Нарьян-Мар. И как меня мама отпустила? Вначале думала, что на три года, а задержалась на шестьдесят с лишним, – смеется женщина. 

По давно забытым советским законам, после завершения учебы выпускники должны были отработать по специальности. Тем самым оправдать деньги, вложенные государством в их бесплатное образование. 

Наша героиня училась в медицинском училище Котласа на медсестру. После приезда в Нарьян-Мар ее направили работать в Андег. Тогда в деревне был большой и богатый рыболовецкий колхоз. Зинаида три года отработала в больнице. Вот тут ее бесхитростная история делает первый крутой поворот.

– Никаких гулянок и в помине не было, – говорит женщина. – У меня мальчик служил в армии, я его ждала. Ни на кого не заглядывалась, тогда верность в цене была. Познакомились мы в Нарьян-Маре, когда только приехала и успела немного поработать в городской больнице. Но замуж за него не вышла, будущий муж буквально из-под носа увел меня, – лукавая женская улыбка удивительным образом делает лицо моложе. – Если бы в Андеге оставалась жить, то дождалась, а в городе много искушений. 

С мужем Борисом наша героиня познакомилась уже после возвращения из деревни, на танцах в Клубе моряков, который хорошо помнят старожилы. Он тогда располагался в здании, где потом был старый деревянный кинотеатр «Арктика», снесенный в нулевых. 

– Жалею, что разбила парню сердце, – говорит Зинаида. – Такая судьба несчастливая у него оказалась... После нашего расставания быстро женился. Жили молодые не очень хорошо, а потом руки на себя наложил – повесился. 

Этот неподъемный груз вины Зинаида Александровна до сих пор несет с собой. Если отмотать обратно жизнь, отвергла бы она тогда его любовь? На этот вопрос нет ответа. 

 

Вот такая кулебяка

– Заметила, что мужчины больше любят сладкие пирожки. А женщины предпочитают выпечку с рыбой, капустой и овощами. Нам же надо о фигуре заботиться, – мягко улыбается Зинаида. 

Пирожки она печет с сигом и другой печорской белорыбицей. Хотя эта самая рыба много бед принесла в ее жизнь. Замуж наша героиня вышла в Нарьян-Маре. Поменяла свою редкую польского происхождения фамилию Анаховская на Кудряшову. 

– Помоталась я по съемным квартирам. Когда училась в Котласе, у чужих людей жила, – вспоминает Зинаида. – Потом три года в чужом доме в Андеге. В Нарьян-Маре тоже жилье снимала. Было у хозяйки своих пять детей, она меня шестой пожить пустила. 

Позже супругам дали комнатку в доме на Полярной, 4, рядом со старым универмагом, где теперь находится торговый центр «Автобум». Нынче этого домика, где прошло самое счастливое время, давно уже нет. 

Бориса не стало, когда женщине исполнилось всего сорок с небольшим. Разве это возраст по нынешним временам, когда молодость во многом зависит от кошелька и хорошего пластического хирурга? 

Мужа забрал инфаркт – не выдержало сердце. А потом жестокая судьба отняла двоих сыновей-близнецов. Осталась лишь младшая дочка.

– Сын ездил на рыбалку, и я сама толком не знаю, что там случилось, – говорит Зинаида Александровна. – Его привезли домой, ему было 37 лет. Второй сынок пережил брата на девять лет. И скончался тоже после рыбалки. Дома ночь переночевал, и утром его не стало. 

У одного из сыновей-близнецов остались двойняшки – двойное утешение и отрада. 

 

Сорок лет детства

В яслях, что располагались когда-то рядом с детсадом «Кораблик», Зинаида Александровна проработала медсестрой сорок лет, начиная с 1956 года. Ведь для работы с такими маленькими ребятишками нужно было иметь медицинскую специализацию. Практически все жители маленького Нарьян-Мара росли на ее глазах. 

– На улице часто встречаю родителей и бывших воспитанников, – улыбается женщина. – Например, у спикера Собрания депутатов дети ходили в наши ясельки.

Любви и заботы в сердце Зинаиды было так много, что хватало для чужих и своих ребятишек. Дочку в ясли понесла, когда малышке исполнилось три с половиной месяца. 

– Раньше даже пеленали малышей по-другому, – вспоминает Зинаида. – Очень туго, чтобы ножки были ровные и детки лежали смирно. Лежат такие кулечки, только носики торчат. Помню, как первый раз ребеночка приведут в ясельки, мамочки всегда так переживают. И малыш плачет, не хочет с мамой расставаться. Часто родителям говорила, что, мол, подождите месяц-два, ваше дитятко домой не захочет идти обратно. Будет в ясельках оставаться, чтобы побольше поиграть. Мы же относились к ним, как к своим деткам. Маленьких я очень любила, работать пришла на малышовую группу.  

 

Молодильные пирожки 

После выхода на заслуженный отдых Зинаида Александровна продолжала трудиться в яслях. В конце 90-х рассталась с профессией. Тяжелые перестроечные годы требовали внутренней перестройки в первую очередь от самих людей. В минувшем году исполнилось двадцать лет, как Зинаида Кудряшова кормит Нарьян-Мар домашней выпечкой. Свой первый коммерческий опыт помнит до сих пор. Денег тогда не было даже на муку, пришлось у дочери в долг просить. Заняла целых двадцать рублей. На них купила все необходимое. Вспоминает, что килограмм муки в те времена стоил три рубля. 

– В 1997 году впервые испекла пирожки на продажу, – вспоминает наша героиня. – Я сторожем стала подрабатывать, денег не было. Дочке надо было помогать, она тогда родила. Ночью смену отработаю, приду домой, тесто замешаю, испеку и иду пироги продавать. Сейчас проще к этому относятся, а тогда советским людям это было в диковинку, – вспоминает Зинаида Александровна. – Сначала так было стыдно, что лицо огнем горело. Меня же все в городе знали. В первый раз совсем немножко пирогов испекла и думаю, как бы мне их продать? Я пришла к своим коллегам-медикам на станцию скорой помощи. И мне там быстро помогли – пирожки взяли. Остатки купили в маленьких коммерческих магазинах, которые тогда в Нарьян-Маре открывались. 

Кулинарное хобби, постоянное общение с людьми позволяют Зинаиде Кудряшовой держаться в форме. Шутка ли на восьмом десятке своими ногами почти весь город обойти?

– Если я на выходных дома отдыхаю, то состояние ухудшается, – говорит она. – Если с утра долго лежу в постели, потом прихожу к дочке, а она меня не узнает. Говорит, что во мне как будто жизни нет. А если в будний день встану в половину пятого утра, пирогов напеку, то вроде и жизнь бьет ключом. Настроение бодрое и хорошее, руки-ноги шевелятся. 

Возраст Зинаиды Александровны деликатно называют высоким. Между нами, девочками, говоря, ничего высокого в этом сроке нет. Единственное противоядие, чтобы от головокружительной высоты ноги не подкашивались – это чувствовать себя нужной. Чтобы не лежать сбитой собакой на обочине жизни, а идти в потоке. И здесь важно найти свою нишу. 

– Когда начала печь пироги на продажу, специально прошла по всем инстанциям, – оговаривает наша героиня деликатный момент своего крошечного бизнеса. – Боялась же, что накажут, если справок не будет. А в администрации мне тогда сказали так – пеките. Одно время я даже ходила туда пирожки продавать. Раза два в налоговую ходила со своим товаром. Но чаще всего по магазинчикам хожу и предлагаю свою продукцию. А вообще меня везде принимают хорошо. Городок наш изменился, но жители в основном остаются прежними. На Крайнем Севере люди добрые.