Вы здесь

Арктические перспективы России привлекают финский бизнес

– Очень тепло этой зимой в Рованиеми, – говорит Мартти Руоколайнен, прервав долгую паузу. Молчание в Финляндии – такой же неисчерпаемый ресурс, как озерная вода, и финский производитель часов Рёнккё даже использовал эту тему в слогане «Сделано в Финляндии молча».

Мартти везет меня на бизнес-форум, который проходит в этом финском городке размером в два Нарьян-Мара на широте полярного круга.

Мы продолжаем наслаждаться молчанием по пути в отель. На елях вдоль дороги еще сохранились отяжелевшие снежные покровы, но над шоссе, уходящим вдаль, уже светит вполне весеннее солнце.

И в этом большая проблема для Рованиеми. Ведь этот лапландский городок живет, прежде всего, продажей снежных пейзажей, катанием на оленьих упряжках и, конечно, развлечениями и аттракционами вокруг знаменитого Йолупукки – финского Деда Мороза. Мода на поездки сюда была введена после войны англичанами. Деревня Санта-Клауса, конечно, напоминает Диснейленд, но снег здесь настоящий, а северные олени в упряжках, на которых можно покататься, – братья тех, что живут у нас в Ненецком округе.

Даже в условиях экономического кризиса туристический сектор здесь показал в последние годы рост на 13 % и создал рабочих мест в несколько раз больше, чем другие отрасли экономики. Сохранение холода очень важно для арктического туризма, а процессы глобального потепления создают здесь проблемы.

Горячая Арктика

Спутниковые наблюдения показывают, что ледяной покров Ледовитого океана в последнее десятилетие резко сократился. Если до 2000 года льдом было покрыто как минимум 6-8 миллионов квадратных километров, то в 2012-м, например, эта площадь уменьшилась до 3,4 млн кв. км. По данным Финского института метеорологии, таяние ледников в Арктике отвечает за 40% повышения уровня Мирового океана, и через 30–40 лет Ледовитый океан летом будет практически свободен ото льда.

Арктика нагревается вдвое быстрее, чем планета в целом, поэтому скоро Санта-Клаусу придется ехать в своей новогодней упряжке если не среди пальм, то через бесснежный лес по раскисшей от воды дороге.

Впрочем, если для таких отраслей, как арктический туризм, оленеводство и традиционные промыслы малочисленных народов, глобальные изменения климата готовят большие проблемы, для экономики региона в целом открывают большие возможности.

По данным Института полярных исследований Китая, уже через пять лет на долю Северного морского пути придется от 5 до 15 % китайского объема внешней торговли, это означает, что через российские территориальные воды будет проходить только китайских товаров на сумму от 300 до 900 миллиардов долларов. Исследователи из Морского университета в Даляне (КНР) полагают, что увеличение торговли через Арктику изменит картину всего мирового судоходства.

Конечно, чтобы это осуществилось, нужно много работать. К сожалению, от российских чиновников мне приходилось слышать мнения в духе «никуда они не денутся». Это сродни недавним шапкозакидательским байкам топ-менеджеров госкорпораций о нереальности добычи сланцевого газа и о том, что цены на нефть будут только расти.

Но на самом деле вокруг Северного морского пути разворачивается серьезная борьба, исход которой далеко не очевиден.

Борьба за ресурсы

В норвежском городе Тромсё, в живописном месте среди фьордов, находится центр «Фрам», названный по имени знаменитого корабля великого путешественника Фритьофа Нансена. Здесь располагается Норвежский полярный институт, и именно сюда, в здание, похожее на судно, переехал почти два года назад секретариат самой, пожалуй, влиятельной организации, которая занимается развитием околополярной зоны – Арктического Совета.

Совет был образован почти 20 лет назад и состоит из представителей восьми арктических стран, в том числе России. Председательство организации переходит от страны к стране, и все эти годы временный секретариат переезжал в соответствующую столицу, но два года назад было решено закрепить это место за Тромсё. Йенс Столтенберг, нынешний генсек НАТО, еще в бытность свою премьер-министром Норвегии объявил Тромсё столицей Арктики, и располагающие большими ресурсами норвежцы готовы тратить деньги на то, чтобы реализовать эту декларацию.

Арктический Совет – мощная организация, и не удивительно, что в нее пытаются вступить страны, которые не являются арктическими, но не хотят упустить свою выгоду. В статусе наблюдателя в Совете присутствуют, например: Германия, Испания, Нидерланды, Китай, Япония, Корея, Сингапур и даже Польша. Особенно заметен интерес к региону Китая, который активно изучает новые возможности. Так, в посольстве Китая в Исландии, которая стремится стать своего рода перевалочной торговой базой на северных маршрутах, работает 500 сотрудников.

Сейчас председательство в Совете у канадцев, которые приложили большие усилия к созданию новой организации – Арктического Экономического Совета (АЭС). Вокруг этой организации, впрочем, возникла геополитическая интрига. Консервативное правительство Канады – верный союзник США, к тому же ее штаб-квартирой предлагается сделать тот же Тромсё, расположенный на территории еще одного верного союзника Вашингтона по НАТО. Но, очевидно, в силу того, что Вашингтон считает экономику вполне законным оружием в геополитической борьбе, США не признают АЭС. Ведь Россия с ее развитой арктической инфраструктурой и перспективнейшим транспортным коридором в северных морях явно претендовала бы на важную роль в экономике региона. Не случайно одним из мест возможной штаб-квартиры АЭС рассматривается, наряду с Тромсё, и Санкт-Петербург.

Усилия канадцев привлечь к запуску АЭС спецпредставителя США в Арктике, отставного генерала Роберта Паппа, не увенчались успехом. Во время визита в Финляндию в январе 2015 года Папп сказал финнам, что его правительство от идеи АЭС не в восторге. Год назад госсекретарь Керри пообещал повысить уровень американского спецпредставителя до посольского, но этого не произошло. В апреле этого года председательство в Арктическом Совете переходит к США, и финны в кулуарных беседах признают, что это их не обнадеживает. Возможно, когда в 2017 году эстафетная палочка перейдет к Финляндии, она сможет снова запустить процессы сотрудничества.

Жесткий Взгляд Маннергейма

В период новой холодной войны ценен опыт Финляндии как страны, умеющей сохранять хорошие отношения как с Восточным, так и с Западным блоками. Рациональный подход финнов в ситуации новой напряженности я почувствовал на встрече с заместителем министра иностранных дел Матти Анттоненом. Финский МИД пригласил иностранных журналистов на обед в ресторан, где когда-то располагался офицерский клуб российской императорской армии, а потом казино. На тех, кто поднимается по роскошной лестнице, с картины на стене испытующе смотрит Маннергейм в полушубке, окруженный одетыми в ватники сподвижниками. По одной версии, это Зимняя война 1940 года, по другой – взятие красного Тампере белыми в 1918-м.

Впрочем, никакой воинственности в разговоре за столом с финскими чиновниками я не почувствовал. Финны совершенно не настроены на конфронтацию, напротив, они, как и раньше, готовы участвовать в сотрудничестве с Россией и особенно это касается Арктики.

Кстати, финны составляют половину всего мирового населения заполярных территорий. В отличие от Финляндии, в России многие жители Севера не родились там, а приехали издалека, что может объяснить некоторую расточительность и потребительское отношение наших соотечественников к окружающей среде. У финнов нам стоит поучиться не столько высоким технологиям, сколько бережному отношению к хрупкой северной природе, к стремлению жить с ней в гармонии.

Космос рядом

В Арктике человек чувствует свою близость к космосу, ведь здесь частицы, принесенные за миллиарды километров солнечным ветром, встречаются с Землей. Возможно, и эта причина в сочетании с климатом рождает здесь в людях такие качества, как прямоту, верность, упорство в достижении цели.

Географическая высота означает, что нужно стремиться к высоте духовной, говорит Йоханна Икахеймо, глава компании Lappset Group с трибуны бизнес-форума. Ее фирма производит детские площадки, разнообразное туристское оборудование и базируется здесь же, в Рованиеми, где это оборудование можно опробовать. Йоханна очень гордится дизайнерскими наградами, полученными ее компанией, которая значительную часть своей продукции отправляет на экспорт. Область бизнеса Йоханны кажется необычной для Арктики лишь на первый взгляд. Расположенный здесь Лапландский университет стремится давать образование, сочетая дисциплины, в которых финны видят свою сильную сторону – а это как раз дизайн, бизнес и прикладные науки.

Бизнес-форум проходил без особого пафоса, в Доме культуры города, где проживает 60 тысяч жителей. Местные не без иронии называют его самым большим городом Европы – что, возможно, близко к истине, если учесть, что большинство его жителей живут в одноэтажных домах.

Организаторам удалось с умом использовать концертный зал и другие не слишком большие помещения ДК: хватило места и для презентаций, и для уютного общения с глазу на глаз, и на пресс-ланчи.

На первом же пресс-ланче обсуждаем выступление директора Центра циркумполярных исследований Арктического института в Вашингтоне Мальте Хумперта. Он постарался нарисовать достаточно пессимистическую картину перспектив Северного морского пути.

Запад и Восток

Так, он считает, что нового шелкового пути для Китая от этого маршрута ожидать не приходится. Аргументы такие. Во-первых, СМП не так уж и сокращает маршрут между Азией и Европой: самые южные китайские порты типа Гуанчжоу выигрывают, если доставлять грузы в Роттердам через Север, лишь 15 %. Кроме того, грузы везут контейнеровозы, которым нужна загрузка, а сегодня треть судов идет через Севморпуть порожняком. К тому же на Русском Севере мало портов и плохо развита инфраструктура, арктический сезон не слишком продолжителен. Китай, считает Хумперт, не очень заинтересован в таком маршруте и потому активно инвестирует в порты, расположенные на юге, а не на севере. По его мнению, роль Европы в будущем для китайской торговли будет падать, а расти роль Азии и других стран. Что касается нефти и газа, то его основные поставки в Китай, как и раньше, будут вестись с Ближнего Востока.

Впрочем, и сам Хумперт признает, что сейчас около 40% китайской торговли ведется через узкий Малаккский пролив в регионе, где практически все страны имеют территориальные претензии друг к другу. Если же принять во внимание ближневосточную неопределенность и стремление Соединенных Штатов сколотить в Азии блок стран в противовес Китаю, то мысль о более надежном и, как ни крути, коротком маршруте не кажется такой уж странной.

К тому же площадь арктических льдов уже сейчас существенно уменьшилась, по сравнению с временами СССР. Россия возвращается в Арктику и все активнее развивает там инфраструктуру, строит порты, ледоколы и корабли ледового класса. Позиция США, которые против того, чтобы мировая торговля шла по территории, не подвластной их контролю, понятна. Но перспективы Севморпути понимают не только финны.

На форум в Финляндию приехали послы таких стран, как Германия, Голландия и Япония – все они хотят принимать активное участие в арктических проектах и заработать на развитии, в том числе, российской инфраструктуры. Что бы ни говорили американцы, а объемы, например, торговли Германии с Китаем уже и сейчас впечатляют, для Германии маршрут Шанхай–Гамбург через Севморпуть является крайне выгодным. Голландский посол, впрочем, придерживался мнения, что Роттердам лучше Гамбурга.

Два сценария

Финны, безусловно, больше всего заинтересованы в развитии своего региона. Глава торговой палаты Лапландии Тимо Раутайоки оценивает инвестиционный потенциал Лапландии в этом году в 19 миллиардов евро – чуть меньше примерно 23 миллиарда для Мурманской области. При этом наиболее перспективной отраслью в северных странах является ветроэнергетика, инвестиционный потенциал которой оценивается в 43 миллиарда евро, в сравнении, например, с 41 миллиардом на нефтегазовые проекты.

Международное положение влияет, конечно, и на инвестиционные планы, поэтому финны просчитывают оба варианта развития событий: оптимистичный и нормальный. Интересно, что при оптимистичном сценарии выигрывают, прежде всего, норвежцы, развитие северных территорий у которых в этом случае ускоряется в разы. Те самые норвежцы, которые на конференциях по региональному сотрудничеству обвиняют Россию в империализме, выходят из совместных проектов и массово закрывают офисы в Мурманске.

Тимо Раутайоки, в отличие от норвежцев, предпочитает говорить о сотрудничестве с Россией. Например, о ветке в 50 километров, которая соединила бы на широте Рованиеми финскую железнодорожную систему с РЖД. Выгодна эта ветка и России, потому что улучшает положение Мурманска в конкурентной борьбе с норвежскими портами.

Был в Рованиеми и представитель Мурманска высокого уровня, но, к сожалению, его выступление не запомнилось. Он был единственным, кто на международном деловом форуме говорил не по-английски, а по-русски с переводчиком, к тому же читал свое выступление по бумажке.

Урхо с нами

Сделано в Финляндии – сделано молча. Это хорошо понимаешь на борту финского ледокола «Урхо», спущенного на воду в 1975 году к 75-летию президента Урхо Кекконена. Журнал «Хими» назвал тогда Кекконена, большого друга Советского Союза и лично Леонида Ильича Брежнева, самым сексуальным мужчиной Финляндии, а его портрет украсил банкноту в 500 финских марок. Кекконен лично освятил ледокол, названный в его честь, и с тех пор судно работает во льдах. «Урхо» побывал и в Северной Америке, но на мою просьбу рассказать об этой миссии капитан корабля после долгой паузы сказал, растягивая слова: «Да, мы там были».

Сегодня финские конструкторы из компании Aker Arctic работают над крупными заказами из России. Интересно, что компания, где контрольным пакетом акций владеет финское государство, могла бы принадлежать Михаилу Ходорковскому. В 2002 году тогдашний олигарх приобрел было крупный пакет норвежско-британского концерна Kvaerner, которому принадлежала компания Aker и десятки предприятий и судостроительных заводов по всему миру. Концерн испытывал финансовые трудности, и Ходорковский был близок к тому, чтобы получить над ним контроль. Однако вмешалось правительство Норвегии, которое собралось на специальное заседание, чтобы сорвать планы российского олигарха. В итоге Ходорковский был вынужден продать приобретенную долю.

Верфь Aker Finnayards построила, в частности, ледокол «Норильский никель», окупивший себя за три года эксплуатации. Сегодня Aker Arctic проектирует ледоколы и суда для перевозки сжиженного газа через порт Сабетта. Этот масштабный проект во многом изменит лицо российской Арктики и даст новый толчок развитию Северного морского пути.