Вы здесь

Бизнес частный, проблемы – общие

Во вторник бизнес-омбудсмен в Ненецком округе Валерий Чупров представил региональным СМИ ежегодный доклад о состоянии соблюдения прав и законных интересов предпринимателей, а также ответил на вопросы журналистов.

Привлечение средств массовой информации к широкому обсуждению обстоятельств, стоящих на пути развития бизнеса, Валерий Чупров считает одной из важных задач на региональном уровне. Именно о системных проблемах, негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности в НАО, а также о возможных путях их решения шла речь на пресс-конференции.

Позиции совпадают

Свою деятельность в прошлом году Валерий Юрьевич оценил умеренно оптимистично, поскольку по некоторым позициям бизнес-климат в регионе не стал лучше в сфере защиты прав предпринимателей. Хотя важное достижение, по его словам, все-таки есть: тема экономики и предпринимательства попала в актуальную повестку дня региона. А ведь года два тому назад об этих вещах почти не говорили и практически не задумывались. В традиционно сырьевом регионе, известном высоким уровнем социальных расходов, частной сфере не придавали большого значения.

– Наши выводы о том, что делать и куда двигаться в первую очередь, сегодня по большинству совпадают с позицией органов государственной власти, – подчеркивает Валерий Чупров. – Общее движение есть, синхронность действий вселяет оптимизм. Принят ряд важных законов и увеличено количество мер поддержки предпринимательства – раньше их было всего две, сейчас – 13. Разработан проект региональной программы, увеличивающей финансирование этих мер до 150 миллионов рублей.

Отфутболивание, затягивание и конфликт интересов

Работа бизнес-омбудсмена в первую очередь направлена на защиту прав и интересов предпринимателей. В 2014 году в аппарат уполномоченного поступило более 220 обращений, большинство из которых касаются предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов. Предприниматели обращаются в органы местного самоуправления, проходят месяцы, а решения не выносятся, либо начинается переписка длительностью до года, превращающая деятельность бизнесменов в сплошное мытарство. Люди приходят к омбудсмену обреченными и не верящими, что можно что-то изменить.

– Фактически в каждой жалобе говорится как о завуалированных, так и вопиющих нарушениях со стороны должностных лиц, – отмечает Валерий Юрьевич. – Предприниматели, неискушенные, в отличие от чиновников, в нормативной базе и регламентах, не знают всех тонкостей и нюансов процедур предоставления госуслуг. Вот и ждут по полгода, например, получения адреса на построенный объект, а это необоснованное затягивание сроков. В ряде регионов уже принимаются документы, регламентирующие санкции (вплоть до увольнения) в отношении служащих, допустивших волокиту и нарушения при оказании услуг гражданам.

Среди выявленных проблем и отсутствие механизмов имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Сегодня в собственности НАО более тысячи объектов недвижимости: земельные участки, здания, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства. При этом числится в казне округа лишь 145 объектов недвижимости. Около 600 объектов (за исключением земельных участков) находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении окружных учреждений и унитарных предприятий. Передав во владение или в пользование государственное имущество на возмездной основе (возможно на льготных условиях) частным предпринимателям, можно дать новый стимул для развития бизнеса.

– Вовлечение в нормальный хозяйственный оборот имущества, в том числе закрепленного сегодня на праве оперативного управления, но не используемого или неэффективно используемого, могло бы значительно улучшить ситуацию не только для бизнеса, но и для самих владельцев этого имущества, и бюджета, – считает бизнес-омбудсмен. – Ведь действующее законодательство позволяет собственнику распорядиться имуществом для повышения эффективности его использования. Те же вендинговые торговые аппараты и кофе-машины можно размещать в многолюдных публичных местах, для них достаточно полутора квадратных метров. В аппарат уполномоченного поступали обращения от предпринимателей, с которыми учреждениями после смены руководителя разрывали арендные отношения: новый руководитель заявлял, что сам намерен использовать арендуемые площади под аналогичный бизнес.

Уменьшить пыл контролеров

Еще одна из важных проблем, названных Валерием Чупровым, – избыточная административная нагрузка на бизнес, увеличивающая издержки, либо приводящая к его полному закрытию.

– Требуется изменить подход к проведению контрольно-надзорных мероприятий, работа в этой сфере должна перейти от карательных мер к профилактическим. Необходимо оценивать соотношение размеров реально нанесенного ущерба и уровня штрафных санкций. Если деятельность предприятия, применяемые на нем технологические процессы не представляет угрозы для жизни и здоровья людей, то проверять его нет необходимости. Устранение административных барьеров способствует развитию бизнеса, а от того, как чувствует себя бизнес, в целом зависит социально-экономическая ситуация в регионе. К большому сожалению, количество контрольно-надзорных мероприятий в НАО меньше не становится. Причем касается это не только федеральных, но и органов регионального уровня, органов муниципального контроля.

В 2014 году прокуратурой НАО было рассмотрено 135 заявлений органов государственного и муниципального контроля о проведении внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Из них согласовано было лишь 85. Прокуратура старается сдерживать растущее количество контрольных мероприятий, однако их число только продолжает увеличиваться.

– Упорядочение этой деятельности с точки зрения комфортности ведения бизнеса и снижения нагрузки на бюджет – обоюдовыгодная задача для всех сторон регионального государственного контроля, – считает Валерий Чупров. – Читая текущий отчет одной из государственных инспекций НАО о проведении 45 проверок за пять дней, невольно задумываешься о качестве такого контроля и колоссальных затратах на него.

Предложения по устранению выявленных системных проблем в частном бизнесе НАО уже направлены губернатору. Безусловно, узких мест и острых вопросов множество, сегодня мы живем в условиях ограниченности финансовых ресурсов, но многие из предложенных решений не требуют огромных бюджетных вложений. Совместными усилиями с органами власти их реально реализовать и в условиях нашего округа, что позволит значительно оптимизировать бизнес-сферу.