Вы здесь

Как подготовишки в тундровый детсад пошли

В конце мая – начале июня в Канинской тундре стартует новый проект: «Канинский (тундровый) детский сад», удивительный во всех отношениях.
Почему так считаю? Дело в том, что все в нашей прекрасной жизни повторяется. Многое, что было новаторским открытием в прошлом веке, позже вдруг оценивалось как ненужное или несовременное. А потом, спустя годы, даже десятилетия, вновь возвращалось к жизни, уже в новой форме. Этот проект – из их числа.
Тридцатые годы вошли в историю как эпоха крутых перемен и преобразований. Народ в своем большинстве был неграмотным и нуждался в просвещении. Тогда кочевая школа и Красный чум в тундре были верхом прогресса. В 50-е, когда посчитали, что народ стал грамотным, научился писать и читать, кочевые школы закрыли. И вот сейчас, в XXI веке, их вновь возвращают в нашу действительность. Не исчерпал, оказывается, себя этот ресурс.
Есть мудрая пословица, что новое – это хорошо забытое старое. Была в истории нашего округа и первая кочевая школа, которой в разное время руководили звезды нашей окружной педагогики Николай Карпов и Анатолий Анашкин, были свои красные чумы, где трудились замечательные медики Королёвы.

Кому нужна кочевая школа-сад?
В конце 90-х прошлого века мне посчастливилось впервые увидеть работу кочевой школы в общине «Ямб то». Она была организована Арктическим институтом Норвегии. Тогда совершенно неграмотных оленеводов-общинников обучали азам счета и грамоты. Их научили считать деньги и оленей, прекратив, так называемый, натуральный обмен, когда тушу оленя меняли на бревно.
Старый-новый проект в Канинской тундре будет работать в течение всего лета. Цель его – подготовить ребятишек к школе. Впрочем, сегодняшние тунд-ровые дети, особенно на Канине, где каждый родитель имеет, как минимум, неполное среднее, а некоторые и высшее образование, к школьной жизни в общепринятом смысле готовы и говорят на русском языке лучше, чем на ненецком.
Но есть одно «но». Дети, ведущие вместе с родителями кочевой образ жизни, никогда не посещали дошкольные учреждения, не готовы к разлуке с родными, к жизни в интернате – в совершенно новой для них обстановке. Вот это в начале учебы в школе и может стать главной проблемой. А потому реализовывать проект кочевого детсада на Канине поручили не просто опытному педагогу, а человеку, выросшему в тундре, – Галине Изосимовне Шубиной, учитывая, что она знает подход к ребятишкам и специфику обучения кочующих детей.
– Ребята обычно привыкают к новой жизни с трудом. По этой причине и адаптация маленьких тундровичков в Несской или Шоинской школах затягивается, что сказывается на качестве учебы, – поясняет Галина Шубина.
Главным направлением проекта станет работа с детьми оленеводов в возрасте 5–7 лет. Но сюда могут приходить и ребята помладше, с трех лет. Основная часть занятий, как и положено в садике, будет организована в игровой и развлекательной формах. Для этого в стойбища на школьном вертолете уже доставили настольные развивающие игры, методические пособия, детские книжки, альбомы для рисования. На территории кочевья для садика выделена отдельная палатка.
Галина Изосимовна в детстве кочевала вместе с родителями, поэтому прекрасно знает тундровую жизнь на Канине. Для нее первые переживания и проблемы школьника из тундры – не пустой звук.
После школы Галина окончила в 2001 году Нарьян-Марский гуманитарный колледж, долгое время работала в детском саду Неси и прекрасно знает психологию сельских детей.
В ближайшие дни педагог отправится на встречу со своими подопечными на рейсовом самолете в Шойну, а затем на оленях в тундру: оленеводы 4-й бригады ненецкой семейно-родовой общины «Канин» приедут за ней в поселок и доставят педагога туда, где ее ждут. А ждут Галину Шубину сейчас в трех канинских стойбищах: четвертом, шестом и седьмом. Уверены, что желающих было бы гораздо больше, только вот расстояния на Канине слишком уж большие, а тунд-ровые переходы – очень сложные, поэтому охватить весь контингент подготовишек вряд ли получится. На сей раз количество воспитанников тундрового детсада ограничится девятью дошколятами.
На мой вопрос о тонкостях подготовки ребят из Канинской тундры к новой жизни, Галина ответила, что здесь никаких премудростей нет. Перспективный план работы кочевого детсада с учетом опыта ямальских коллег готов. В программе не только образовательная деятельность, но и праздники, конкурсы, развлечения.
И все же главное – помочь детям не только разобраться в будущей «общежитской жизни», но и на родном ненецком языке объяснить азы дисциплин, с которыми им предстоит столк-нуться в первые дни школьной жизни.
Вопрос о количестве детей, знающих ненецкий, пока остался без ответа. Видимо, воспитателю придется еще и родному языку ребятишек обучать.