Вы здесь

Шах и Smart, уважаемые пассажиры

Ручная кладь не влезает в калибратор? Придётся доплатить! / Фото автора

В последнее время в соцсетях то и дело появляются гневные тирады по поводу новых правил провоза ручной клади у авиакомпании Smartavia

Проверяющие зорким оком следят, чтобы рюкзак и дамская сумочка втиснулась в тесный калибратор. И делают это, по мнению некоторых пассажиров, с излишней педантичностью. Корреспондент «НВ» собрал мнения людей и представителей авиакомпании.
«Исключаю авиакомпанию Smartavia для себя из возможных перевозчиков на обозримое будущее. За моё прозрение спасибо «пулковской бригаде»! «Лишние» 2,5 см ноутбука, никому не мешавшие в Архангельске, в городе на Неве обошлись мне в полтора раза дороже самого билета. Накопленные мили дарю руководству компании, никогда прежде не замеченной в подобной алчности. Прощайте!». Категоричный пассаж ВКонтакте одного из пассажиров Smartavia Алексея Липницкого подхватывают другие пользователи. Анна Баталова сетует, что «с нас взяли две тысячи за ручку самоката детского, так как она на два сантиметра оказалась длиннее, чем надо. А весом 500 граммов всего». А ручная кладь Юрия Пензенцева неожиданно стала слишком велика и в калибратор не поместилась.
«Лет 12 летаю с одним рюкзаком, и вдруг он стал большим для ручной клади! С билетом за 12 тысяч!» – пишет Юрий.

Low-cost? Едва ли

Искры праведного гнева представители компании пытаются вежливо погасить, однако порой добавляют масла в огонь. Весной 2021 года размер ручной клади у Smartavia видоизменили под европейский стандарт лоукост-перевозчика, то бишь компания перешла на формат low-cost smart. На все рейсы разрешили провоз 10 кг ручной клади. Габариты – 40 х 30 х 20 см. В дополнение бесплатно можно взять вещи из перечня ФАП82 п.135. Ручная кладь и вещи из списка должны одновременно помещаться в два отсека калибратора (40 х 30 х 20
и 30 х 25 х 7) и закрываться крышкой. Детскую люльку можно взять на борт с габаритами 40 х 30 х 20 см, в случае превышения – бесплатно сдать в багаж. Детские коляски также разрешено сдать бесплатно в багаж. Питание для ребёнка во время полёта, костыли, трости и ходули вопросов не вызовут – всё это можно смело брать в самолёт без оглядки на габариты.
Возможно, не все читатели знают, что формат low-cost smart подразумевает низкую стоимость билета. Однако для жителей НАО такая формулировка выглядит как насмешка. В мае автор этих строк отдал 9600 рублей за билет без багажа на рейс Нарьян-Мар – Архангельск. 14 июля по этому же маршруту можно улететь за 9100 рублей, без багажа – 7800 (цены актуальны на момент написания материала. – Прим. авт.). 8 сентября – за 8500 и 7200 рублей соответственно. Low-cost? Едва ли. Цена кусается, питания нет, да ещё чехарда с калибратором. А слово Smart компания трактует на своей странице ВКонтакте как «продуманный подход во всех аспектах деятельности, внедрение не только лучших мировых практик, но и инноваций». Однако у многих жителей округа большие вопросы к этим самым аспектам.
Пользователь Людмила Ерешко также обратила внимание на эту нестыковку:
«Многие из нас пользовались услугами европейских лоукостеров и представляют, что это такое. В первую очередь реально минимальные тарифы (к примеру, Wizz air за трёхчасовой перелёт устанавливает тарифы от 10 евро за билет, в среднем около 50 евро). У «Нордавиа» сейчас даже субсидированные билеты с самым низким тарифом дороже в 2-3 раза».

Предъявите сумочку

Людмила Костромская никак не могла подобрать дамскую сумочку под размер калибратора.
– Из шести имеющихся ни одна не подпадает под ваши требования, – пишет Людмила ВКонтакте, обращаясь к перевозчику.
– Уже дамские сумки по размерам. Совсем уже! Предлагаю разрешить только кошелёк и паспорт. За всё остальное платить 200% от стоимости билета за каждые 5 кг, – не выдерживает Галина Третьяк, написав пост на официальной странице компании ВК.
Дамскому напору пытается противостоять Пётр Макалов. По его мнению, если не соблюдать условия компании, то «дамы несут в салон самолёта огромные сумки, пользуясь лояльным отношением, и потом всё забито, даже положить куртку некуда».
Авиакомпания дала пояснения по поводу измерения дамских сумок.
Калибратор один, но имеет два отсека – для основной ручной клади и для дамской сумки. Если предмет женского гардероба превышает размеры 30 х 25 х 7 см, то его могут попросить поместить в основной отсек вместе с ручной кладью. В случае превышение габаритов придётся раскошелиться.
Свои нюансы и по провозу ноутбука. Устройство без чехла можно взять с собой на борт вместе с основной ручной кладью в соответствии с нормами провоза. В случае превышения нормы взимается плата по специальному тарифу – 1000 рублей. Ноутбук в отдельной сумке/чехле расценивается как дополнительное место ручной клади и провозится за плату по установленным тарифам для дополнительного места ручной клади. Такое удовольствие обойдётся пассажиру в 2000 рублей при оплате на сайте и через колл-центр или 2500 рублей при оплате в аэропорту.
По мнению представителей Smartavia, у новых требований к провозу багажа есть и положительные моменты. Это сокращение задержек рейсов по причине очереди из-за длительного размещения вещей при посадке пассажиров на борт. Приблизились к нулю жалобы по дефициту места на полке для ручной клади, также данные правила очень помогают в регулировании тарифов на авиаперевозку.
… Аэропорт Нарьян-Мара. Рейс на Архангельск. Женщина лет сорока ставит сумку в калибратор. Не влезает. Пробует ещё раз, применив силу. Вуаля, крышка с трудом, но закрывается. Пассажир и работник аэропорта смеются. К счастью, аттракцион оказался бесплатным для владелицы ручной клади.