Собрание депутатов Ненецкого автономного округа вышло с инициативой об исключении маломерных судов (независимо от целей использования) из числа подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре. В ходе очередного заседания комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России будет обсужден проект соответствующего обращения к председателю Правительства Дмитрию Медведеву.
Позицию НАО по этому вопросу в Северной столице представит в ближайшие дни депутат Александр Лутовинов. Накануне отъезда окружного вице-спикера в Санкт-Петербург «Парламентский вестник» подробно обсудил с ним законодательную инициативу округа.
Напомним суть вопроса. В апреле 2012 года федеральным законом были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия «маломерного судна», правил его государственной регистрации, а также классификации и освидетельствования. В частности, нормативный акт обязал собственников маломерных судов коммерческого назначения (длиной не более 20 метров), перейти на техническое освидетельствование своих плавсредств от ГИМСа, к Российскому Морскому или Речному Регистру.
Как пояснил наш собеседник, в соответствии с этими изменениями владельцам маломерных судов, используемых в коммерческих целях, необходимо совершить регистрационные действия, связанные с маломерным судном сразу в нескольких различных ведомствах.
Так, на примере Ненецкого округа владельцы маломерных судов вынуждены пройти четыре этапа:
1. Вначале освидетельствование маломерного судна с его непосредственным представлением в РРР (Российском Речном Регистре) – г. Архангельск.
2. Далее – снятие маломерного судна в ГИМСе (Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ) – г. Нарьян-Мар.
3. Затем – государственная регистрация судна в Государственном бассейновом Управлении водных путей либо у капитана морского порта – Республика Коми, в городе Печора.
4. Заключительный этап – прохождение соответствующего квалификационного дипломирования, то есть получение новых документов, в том числе для работы в морских условиях.
– Таким образом, полномочия по регистрации, техническому надзору и контролю однотипных маломерных судов (МС) в настоящее время разделены между различными ведомствами в зависимости от коммерческого или некоммерческого использования МС, – поясняет Александр Ильич. – Для нас в Ненецком автономном округе это очень острая проблема. Как я уже отмечал, у нас есть ГИМС, но нет Российского Речного Регистра – он находится в Архангельске. И нет Государственного бассейнового Управления – оно в Республике Коми, в городе Печора.
В результате, по мнению депутата, процедура регистрации МС, а по сути обыкновенных моторных лодок типа «казанка» или «прогресс» (это именно о них идет речь) стала такой сложной и дорогостоящей. Учитывая высокую значимость поставленного вопроса для граждан, являющихся владельцами маломерных судов в нашем округе, Собрание депутатов НАО вышло с инициативой об исключении маломерных судов (независимо от целей использования) из числа подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре. Окружные депутаты считают, что необходимо вернуться к практике регистрации лодок в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ. Таким образом предлагается установить единый упрощенный порядок осуществления государственного надзора, регистрации, классификации и освидетельствования маломерных судов, создания комфортных условий для их коммерческого использования.
В эту речную навигацию к рыбакам-предпринимателям, не зарегистрировавшим свои лодки, может быть применено административное наказание в виде штрафа от тысячи до двух тысяч рублей. Для юридических лиц – в десять раз больше.
– Перед поездкой в Санкт-Петербург я разговаривал и консультировался с депутатами из различных регионов на предмет практической реализации данного федерального закона, – рассказывает Александр Лутовинов. – Наличие проблемы подтверждают практически все коллеги. А различие состоит только в остроте ее звучания и правового применения. Насколько я знаю, схожая ситуация в Мурманской и Калининградской областях, в Республике Крым. Очень актуальна эта тема для Дальнего Востока.
Отметим, что разработчики и инициаторы данного обращения к правительству – депутаты окружного парламента.
– И поэтому наша задача довести решение вопроса до федерального уровня, прежде всего до Правительства РФ, – считает Александр Ильич. – Надо честно признаться, что это трудный и длительный процесс. Но данный закон № 36-ФЗ уже действует более пяти лет, и мы первые, кто вышел с такой инициативой.