На VII Всероссийском фестивале видеофильмов по народному творчеству, традиционной культуре и этнографии «От чистого истока» оглушительный успех имел фильм, снятый в Ненецком автономном округе.
Фестиваль в Иркутске собрал участников из разных уголков России: Москвы, Твери и Бердска, Томской и Иркутской областей. За три дня фестиваля состоялся просмотр 64 видеофильмов, проведены мастер-классы для участников «Основы монтажа» и «Основы режиссуры», творческая лаборатория.
Насыщенная культурная программа позволила авторам фильмов погрузиться в историю Иркутска и познакомиться с традициями и обычаями коренного населения в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа и Усть-Ордынском Национальном центре художественных народных промыслов. Завершила программу поездка на Байкал.
Оценивали видеофильмы профессионалы – специалисты-практики телевизионного и документального киноискусства, среди которых заведующая отделом видеотворчества Государственного Российского Дома народного творчества Наталья Голева, руководитель телевизионного центра Объединенного педагогического колледжа, оператор, монтажер, победитель Всероссийского телевизионного конкурса «Тэффи Регион» Анатолий Мельников, специалист по информационным технологиям отдела видео-творчества Государственного Российского Дома народного творчества Дмитрий Киселев.
Кинолента «Тюнтава» («Ненецкая свадьба») снята по мотивам пьесы нашего земляка, классика Прокопия Явтысого «Сватовство». С идеей его создания сотрудники окружного этнокультурного центра обратились на телеканал «Север», где сразу нашли понимание и поддержку. Режиссером фильма стала Мария Кравченко, известная жителям округа не только как режиссер телевидения, но и как автор удивительной повести о приключениях современных подростков в тундре «Сказка каменного города».
Мария Алексеевна поделилась секретом успеха и рассказала, как проходили съемки фильма «Тюнтава»:
– Началось с того, что мне вручили пьесу Прокопия Явтысого на русском языке. Я сидела, думала над ней, расписала весь сценарий, и оказалось, что такой фильм мы снять не можем. У нас не хватит никакого времени, да и сам фильм будет длиться три часа. Стали сокращать. Я все переделала, разбила для съемок, развела все реплики, приготовила материал. А сценарий после этого перевели на ненецкий язык.
Понимаю, что дальше этап репетиций. И, чтобы проводить репетиции, мне пришлось весь сценарий на ненецком языке выучить наизусть и понимать, что каждое слово значит. Очень хорошо, что выучила, иначе невозможно было бы вести съемку, потому что на морозе в 23–24 градуса, когда мы по четыре часа в тундре были, некогда было бы разбираться. Ветер северный, злой... Если бы я не понимала, о чем говорят актеры, то нам было бы очень трудно работать.
Само собой, никаких профессиональных актеров на площадке не было. Все роли исполняли артисты ненецкого самодеятельного театра «Илебц», энтузиасты из числа нарьянмарцев и жителей поселка, где тоже проходили съемки и сотрудники Этнокультурного центра. Успех фильму обеспечил, по мнению Марии Кравченко, врожденный талант представителей ненецкого народа:
– Ненцы настолько творческие, что для них не представляло никакой сложности не видя меня, не видя камеры, работать друг другом. Им было очень сложно соблюдать реплики, но это только вначале, после первой репетиции все уже говорили так, как будто это их родные слова.
Но, кроме людей-актеров, на съемках был еще один исполнитель, без которого ничего бы не получилось. Речь идет о талантливой ненецкой земле – тундре. Мария Алексеевна уверена, что ей принадлежит главная заслуга в успехе фильма о традициях исконных жителей:
– Самое большое спасибо я хочу сказать ненецкой тундре, ее кристально чистому воздуху, где не требуются специальные микрофоны, и можно снимать даже на «шумовик». Я всегда кланяюсь заполярной земле, она поддерживает творческие порывы людей, и у нее огромный талант – помогать нам делать хорошее дело. Мы выезжали в жуткий снегопад. Операторы говорили: «Куда мы едем, мы же не сможем снимать!» И как только мы подъехали к стойбищу, снег улегся. Но зато все было такое чистенькое, свеженькое, блестело, сверкало. И такое случалось часто. Закат надо снимать? Пожалуйста – великолепный закат! Тундра понимает, что ей это, видимо, нужно, и помогает.
Думаю, главный секрет успеха фильма «Тюнтава» – огромная увлеченность общим делом, вера в необходимость создания этого творческого продукта. Артисты, без устали повторяющие движения и диалоги; операторы, примерзающие натруженными спинами к нюкам, которые они подпирали, стремясь расширить пространство маленького чумика до размеров свадебного; олени, с полуслова понимающие, куда и как двигаться в кадре; ветер, закат, небо, облака... Независимо от национальности и возраста, все люди и даже все стихии, задействованные в фильме, следовали одной цели – рассказать о своей земле с любовью и говорили на одном языке – языке искусства.