Вы здесь

Память на берегах Пустого озера

Представители ненецких родов 15 июня посетили древнее святилище Сядэй седа, на котором в 1999 году был установлен памятный знак Хэбидя тен – священная память. Каждый человек, кому дорога наша древняя история, кому дорога историческая правда, считает свои долгом поклониться памяти предков.

Битва на древнем святилище

Когда говорят о НАО, в первую очередь вспоминают, что был построен первый форпост государства российского – Пустозерск, где отбывал свой срок и был сож-жен за веру протопоп Аввакум. Что здесь в ямах городка коротали свой срок непокорные жертвы самодержцев российских с времен Иоановских до Петровской эпохи. И мало кто вспоминает, что здесь, на берегах Пустого озера, некогда располагались священные сопки Сядей седа, принадлежавшие ненецким родам, тысячелетия кочевавшим по этим бескрайним тундрам. Что захват этих святилищных земель и строительство здесь города Пустозерска заставило наших предков объединиться вокруг «карачейской самояди» и организовать массовые набеги на чужеродный анклав.

Десять раз ненцы нападали на городок. В историю государства российского включены следующие даты неравных схваток стрельцов с ненецкими воинами: 1662 год, 1668 год, 1712 год, 1714 год, 1720 год, 1723 год, 1730–1731 годы. И всегда они подавлялись силой огнестрельного оружия. Пищали и пушки против луков и стрел играли свою трагическую роль на протяжении двух столетий. Более тысячи представителей ненецких родов были пленены и повешены на лиственницах. Мыс Лиственничный, некогда красовавшийся напротив городка, превратился в мыс смерти. После этих событий он изменил свое название: отныне во всех справочниках он значился как мыс Виселичный, а потом и он погрузился в воды Городецкого озера, навсегда скрыв под мутной водой полуистлевшие кости бывших бунтарей. Именно этим трагическим событиям в истории ненецкого народа и было посвящено создание памятника «Хэбидя тен – Священная память».

Удивительное дело, но в эпосе ненцев до сих пор живы сказания и песни, рассказывающие об этих трагических событиях:

«Великие сопки предков наших, священные места, где рога жертвенных оленей покрывают землю, защитите нас!

Спасите нас от злой силы, исходящей с берега дальнего озера. Слышите холодный звон кольчуг солдатских? Скорее, скорее собирайте стариков и детей наших. Без стариков нет прошлого, нет памяти; без детей нет будущего роду нашему. Скорее, скорее собирайте свои аргиши: пусть молчат ваши собаки, не плачут ваши дети, мы должны раствориться в утреннем тумане, чтоб никто не заметил нас.

Но... подъехали солдаты, саблей срубили голову старейшине рода. Кровь его оросила землю. Беда пришла на ненецкую землю! Нас связали и погнали к Городку. Слезы, слезы рекой текли по нашим лицам. Впереди – озеро, впереди – мыс, на мысе – лиственницы. Там нас повесили вниз головами, там нас всех убили... Теперь нас уже нет!»

Эта и многие другие ненецкие легенды, много веков передававшиеся из поколения в поколение, являются живым подтверждением тому, как на мысе, некогда носившем название Лиственничный, были казнены непокорные представители самодийских родов. Как с тех пор этот необычный по своей форме мыс изменил свое название и стал именоваться мысом Виселичным.

И вот теперь каждый год представители ненецких родов, выходцы разных тундр НАО, приезжают на мыс Виселичный к подножию Хэбидя тен, для того чтобы почтить память своих предков, защищавших кочевья и родовые угодья от посягательства чужеродных сил.

Встреча с духами предков

Представители ненецких родов провели на Хэбидя тен традиционный обряд жертвоприношения. Казалось, сядэи ждали нас, потому что, как только люди сошли на берег и поздоровались с ними, ветер стих, шторм на озере прекратился, тучи рассеялись и выглянуло солнце.

Все гости Хэбидя тен отметили, что так случается всегда, когда люди, чьи далекие предки погибли здесь, сражаясь за свои родовые земли, приезжают на это святилище. На сей раз люди не просто провели традиционный обряд, обошли сядэев трижды по солнцу, окурили каждого можжевеловым дымом, обратились к ним с просьбами и словами благодарности, но и провели небольшую уборку пространства рядом с ними.

Очень хочется обратиться ко всем, кто когда-либо был или еще будет на Хэбидя тен: не бросайте рядом с сядэями мусор, пустые бутылки. Подобные «дары» иначе как оскорблением или насмешкой над памятью человеческой не назовешь. На сей раз, например, на рога жертвенного оленя кто-то натянул рваные рукавицы и даже носки.

Хэбидя тен для ненцев НАО является своеобразной Меккой, объединяющей почти миллионное сообщество народов финно-угорского мира: от Венгрии, Удмуртии и Мордовии до Финляндии, Эстонии и Колы, Ханты-Мансийска и Ямала. В 2012 году святилище было признано одним из семи чудес финно-угорского мира.

На протяжении тысячелетий древние святилища финно-угров оставались священными местами для каждого из наших древних угорских и самодийских народов, пусть даже святилища как такового уже не существовало на прежнем месте: различные жизненные перипетии, смены эпох и социальные всплески сделали свое. Но память об этих культовых местах сохраняется в среде наших коренных народов. И Хэху седа, и Сядэй хой, и Сюрберта, и Эзис хой, Урер седа, Яр хой, Сиив эдледа, сопка Хуртовая, Харв под, Хэх сей и многие-многие другие священные места наших тундр сегодня не забыты представителями ненецкого народа. К каждому из них приходят люди, каждому из них приносятся жертвы, потому что в древних самодийских заповедях, которые каждый из нас впитал с молоком матери, сказано: «Наш народ исчезнет лишь тогда, когда будут преданы забвению древние святилища предков».