С 1 июля 2015 года внесены изменения в Правила дорожного движения, а также внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ. О том, какие именно, окружным СМИ подробно рассказал временно исполняющий обязанности начальника ОГИБДД Управления МВД РФ по НАО капитан полиции Александр Павлинов.
Пьяному – не место за рулем
Главные изменения переводят ряд нарушений из административной в уголовную сферу. С 1 июля в УК РФ появилась статья «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию». Теперь водители, которые были повторно в течение года после предыдущего аналогичного нарушения задержаны за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, подлежат уголовной ответственности и могут быть наказаны штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет с лишением прав до трех лет.
При этом будут наказаны и те, кто был определен пьяным по показаниям прибора, и отказавшиеся от медицинского освидетельствования. Теперь к этой категории прибавятся и граждане в состоянии наркотического опьянения. И в том, и в другом случае повторное задержание в течение года после первого административного наказания будет означать привлечение к ответственности уже по уголовной статье.
Причем, уточнил Александр Павлинов, лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения года со дня полного исполнения наказания. Если, например, срок лишения прав истек, а штраф гражданин не выплатил, то срок наказания будет исчисляться в течение года с момента уплаты штрафа, а не окончания срока лишения прав.
Ужесточены наказания для водителей, которые совершили ДТП в нетрезвом виде, приведшее к гибели людей. В статью «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» Уголовного кодекса введена «минимальная планка» наказания. Если в ДТП погиб человек, а виновник был пьян, отныне даже с учетом всех смягчающих обстоятельств он не сможет получить менее двух лет лишения свободы. При гибели двух и более лиц минимум составляет четыре года лишения свободы.
Максимальное наказание сохраняется на прежнем уровне – семь и девять лет лишения свободы соответственно. Кроме того, из списка наказаний за эти преступления исключены принудительные работы.
Также предусмотрено дополнительное наказание в виде трудовой дисквалификации: суд имеет право запретить виновнику ДТП занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Правительство РФ ужесточило процедуру возврата прав водителям за езду в нетрезвом виде. Теперь водители, лишенные водительских прав, должны будут заново сдавать экзамен на знание ПДД.
Инвалидность – не защита от наказания
С 1 июля в Кодекс об административных правонарушениях РФ внесено изменение, которое касается инвалидов за рулем. Теперь к таким водителям, если они постоянно нарушают скоростной режим, может применяться наказание в виде лишения прав. Это возможно в случае повторного задержания водителя-инвалида за значительное превышение скорости – на более чем 60 километров в час.
После аварии – освободи дорогу
C 1 июля 2015 года вступают в силу изменения в ПДД, регламентирующие порядок действий водителей при дорожно-транспортном происшествии. По новым правилам, алгоритм действий водителей, причастных к происшествию, будет зависеть от наличия пострадавших, а также возможности оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
В целом, новые правила оформления ДТП не сильно отличаются от старых и основные обязанности участников ДТП остаются неизменными. Так, водитель, причастный к ДТП, обязан немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП.
Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, фиксировать последствия и оформлять документы по-прежнему могут только сотрудники полиции. При ДТП с погибшими или пострадавшими водители должны в первую очередь оказать медицинскую помощь, вызвать «Скорую» или организовать эвакуацию раненых в медучреждение с последующим возвращением обратно к месту ДТП. Перемещение чего-либо на месте гибели людей может в этом случае повредить следствию.
Если пострадало только имущество, а оба водителя согласны с оценкой причин аварии и последствий, то новый регламент допускает упрощенное оформление – путем заполнения водителями бланков страховых извещений, так называемый «европротокол». В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и оформить документы о нем с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видео-записи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Руководство Госавтоинспекции поясняет, что в таких случаях порядок оформления может определяться даже телефонным звонком в ГИБДД. Дежурный выслушает обстоятельства аварии и даст рекомендацию: оформить документы самостоятельно, подъехать в подразделение ГИБДД или ожидать полицию на месте.
Если же у водителей вообще нет необходимости в оформлении документов (например, водители не считают ущерб значительным или готовы ограничиться распиской с обязательством оплатить ущерб), им также разрешается по обоюдной договоренности покинуть место ДТП.
Более того, по новым правилам водители, попавшие в ДТП, обязаны убрать автомобили с дороги, если они мешают движению. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, необходимо освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Если же погибли или ранены люди, освободить проезжую часть требуется лишь в случае полного перекрытия движения других транспортных средств.
В обоих случаях водители предварительно обязаны зафиксировать на фото или на видео положение транспортных средств, полученные повреждения, а также следы и предметы, относящиеся к происшествию.
Руководство ГИБДД поясняет, что пока это правило не будет применяться жестко. Госавтоинспекция сначала проверит, как эта норма будет реализовываться на практике, и разработает для водителей соответствующие рекомендации.
Пешеход должен быть виден
Новые правила обязывают всех пешеходов, оказавшихся в темное время суток на обочинах дорог вне населенных пунктов, иметь на одежде световозвращающие элементы (брелки, значки, браслеты, наклейки, нашитые ленты и т.п.) и обеспечивать видимость этих элементов водителями транспортных средств. Ранее в правилах подобная норма имела только рекомендательный характер. За отсутствие световозвращающих элементов пешехода смогут штрафовать, поскольку это будет прямым нарушением ПДД. В пределах населенных пунктов норма остается рекомендательной.
Есть и другие изменения, касающиеся пешеходов. Постановление правительства уточняет формулировку термина «пешеходный переход». Теперь к пешеходным переходам будут относить и места пересечения трамвайных путей.
Если раньше был разрешен обгон на перекрестке без светофора при отсутствии на нем пешеходов, то теперь водителям запрещено совершать обгон вне зависимости от того, есть на перекресте пешеходы или нет. Такое решение было принято после анализа МВД причин аварий с наездами на пешеходов.
Что касается велосипедистов и водителей мопедов, то им с 1 июля 2015 года запрещено пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Автобусы для детей
Вступают в силу новые условия перевозки организованных групп детей численностью более восьми человек в нерейсовых автобусах. Для этого может использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более десяти лет. При этом автобус должен соответствовать техническим требованиям к перевозкам детей и быть оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также тахографом для контроля режима работы и отдыха водителя.