Вы здесь

Деньги утекают из карманов

Полиция в очередной раз напомнила гражданам: Будьте бдительны!

В Ненецком автономном округе настоящая эпидемия хищений денег со счетов граждан. Жертвами разнообразных мошенничеств в этом году стали уже 52 человека, в то время, как за весь прошлый год зафиксирован всего 21 случай. Полицейские совместно с представителями банка собрали пресс-конференцию, чтобы еще раз напомнить гражданам несколько простых правил, соблюдение которых поможет сохранить деньги.

Для Ненецкого округа больше пяти десятков потерпевших – это действительно много. Преступления с использованием современных технологий в этом году составили почти 10% от всех зарегистрированных противоправных деяний в НАО. Потерпевшие пострадали от телефонных мошенничеств и СМС-рассылок, после которых сами переводили деньги на счета преступников. Кроме того, регулярно происходят случаи обмана в Интернете, когда человек платит деньги за какую-либо покупку, услугу в электронном магазине или социальной сети с помощью банковской карты и в результате ничего не получает. Практически все эти преступления ведут в другие регионы и даже страны.

Сайт сайту рознь

Люди все больше пользуются технологиями дистанционного доступа. С помощью телефона легко оплатить различные платежи, отправить деньги с карты на карту, заплатить за услуги в Интернете. С банковской карты можно сделать любую покупку, сидя у компьютера дома – достаточно просто набрать определенную комбинацию цифр.

При этом граждане далеко не всегда обращают внимание на сайт, где совершают покупки. Есть несколько мировых и общероссийских признанных сайтов с разнообразными товарами, аукционы, где можно купить вещь у другого человека. Обо всех порядочных сайтах существует масса отзывов в сети.

А еще есть сайты-однодневки. Человек платит по указанным реквизитам, прельстившись низкой ценой товара или скоростью доставки, и деньги уходят навсегда.

– Кажется, проблема в менталитете наших граждан, они слишком доверчивы, беззаботны. Я не знаю, как еще нам, правоохранительным органам, довести это до людей. Граждане теряют сотни тысяч рублей. Почему в обычном магазине человек придирчиво выбирает и тщательно взвешивает все «за» и «против» даже при небольшой покупке, и в то же время может одним кликом мыши отправить 400 тысяч со своей банковской карты? Люди обращаются к нам через месяц-полтора после так называемой сделки и просят о помощи. Граждане должны понимать, что совершая любую сделку в интернете, они тем самым подписывают договор публичной оферты. И неважно, есть там подпись человека или нет – клик мыши означает, что договор подписан, – говорит врио заместителя начальника отдела уголовного розыска УМВД России по НАО Дмитрий Кожекин.

Если люди хотят вернуть деньги, потерянные на недобросовестных сайтах, то им по закону надо обращаться в суд и судиться с теми владельцами сайтов, которые не выполнили свои обязательства. А может и обязательств никаких нет, мало ли что там в договоре написано, не все их читают.

Что делать?

Пользоваться только проверенными сайтами с гарантированно хорошей репутацией. Некоторые из них имеют представительства в Нарьян-Маре, куда приходят товары. Если вы покупаете вещь на интернет-аукционе, не поленитесь проверить подлинность фото товара. Сделать это легко – поисковая система выдаст вам точно такие же картинки, если они уже были в Интернете. Когда ваш контрагент действительно продает свою вещь, то его фотографии будут уникальны и больше нигде не встретятся.

Звонок недругу

Второй популярный вариант мошенничества – звонок с просьбой произвести манипуляции с банковской картой. Самый распространенный случай – вызов якобы из службы безопасности банка. Обычно человека просят «разблокировать» карту, для чего нужно ввести в банкомате определенные комбинации. Или подсказать пин-код. После этого деньги со счета уходят.

– Банк никогда не будет спрашивать у клиентов пин-код. Этот код знает только владелец карты и никто иной. Кроме того, надо помнить, что сотрудник службы безопасности никогда не будет спрашивать ваш номер карты, паспортные данные и другую информацию, потому что эти данные в банке есть. К сожалению, когда потерпевшие звонят в настоящую службу безопасности и спрашивают, как им вернуть потерянные деньги, мы отвечаем – обращаться в органы внутренних дел. Перевод денег с личного счета – дело клиентов, а не банка, – объясняет начальник службы безопасности Ненецкого отделения «Сбербанка» Павел Марющенко.

– Не надо бежать сломя голову к банкомату, позвоните в банк, телефон указан на карте – и вам все расскажут. Если говорят что-то про родственников, дескать, им нужна помощь, позвоните им! Если в чем-то сомневаетесь, звоните нам, мы всегда ответим, – добавляет Дмитрий Кожекин.

Еще одно уязвимое место карт – банкоматы с несанкционированным оборудованием. Находясь в отпуске, человек может воспользоваться таким банкоматом, который считывает информацию с магнитной ленты карточки. После этого злоумышленникам останется только изготовить поддельную карту с этими данными и обналичить деньги. Поэтому подозрительных банкоматов, особенно за границей, лучше избегать.

Куда уходят деньги?

Когда люди понимают, что их обманули, они обращаются в полицию. Мошенников надо найти, а деньги – вернуть. Первое сложно, второе практически невозможно.

– Полиция руководствуется федеральным законодательством, и мы не можем нарушать конституционные права того или иного гражданина, пока не будет доказано, что он преступник. То есть мы не можем затормозить переход денежных средств с одного счета на другой. В банке нам совершенно справедливо спросят: Каковы ваши основания для приостановки операции, откуда вы знаете, что это преступник? – Мы получаем санкцию суда, но к этому времени денежных средств на счету уже не остается, – отмечает Дмитрий Кожекин.

Очень часто мошенники звонят из мест лишения свободы, где, по идее, мобильных телефонов быть не должно. Тут уже претензии к ФСИН. Заключенный перебирает сотни номеров, методом подбора находит абонента и со знанием психологических тонкостей начинает его методично «обрабатывать». После удачной операции деньги приходят на счет, который тут же обналичивают подельники «на воле». После этого путь украденных средств не просматривается.

Курганская область, Архангельская, Вологодская, Москва, Санкт-Петербург – вот основная география звонков от мошенников в НАО. Как говорят полицейские, есть и своеобразное «разделение труда»: Курган и Вологда обычно представляются специалистами службы безопасности банков, Архангельск предпочитает операции через Интернет. Остальные – всего понемножку. И новые идеи появляются постоянно.

Интересно, что три года назад основными потерпевшими в округе были люди в возрасте от 47 до 80 лет, обычно им предлагали купить лекарства или перевести налог для получения льготы. Теперь жертвами все чаще становятся молодые люди. Например, мошенники предлагают снять квартиру в Нарьян-Маре, но для этого просят перечислить деньги на телефон. И люди на это попадаются. Стоит напомнить, что такой формы расчета, как пополнение телефонного баланса, по закону вообще не существует. Так что не надо думать, что исключительно старшее поколение наших граждан находится в группе риска.

Не попасть в десятку

Любой мошенник – хороший психолог. Чтобы обмануть человека, его надо заинтересовать или напугать. При этом статистика показывает, что на 1000 звонков от мошенников только 10 приводят к разговору.

– Преступники рано или поздно попадаются. Мы их ловим, это наша работа. Но деньги уходят очень быстро и у мошенников они не залеживаются. Поэтому вся надежда на бдительность наших граждан. Если бы они не были такими беззаботными, большинство подобных преступ-лений просто бы не случилось, – уверен старший лейтенант полиции Дмитрий Кожекин.

В полиции существует такое понятие, как «виктимные» люди – то есть склонные стать жертвами преступления. Решение о том, идти ли на поводу у мошенника, всегда остается за человеком. И правильно поступить помогут только осторожность и здравомыслие.