Вы здесь

Топографы в облаках

Специалисты краснодарской компании «Аэрогеоматика», по заказу одного из недропользователей, провели аэрофотосъемку и воздушное лазерное сканирование в отдаленных труднодоступных районах Хайпудырской губы. В очень тяжелых для топографов погодных условиях была отснята и сканирована территория площадью свыше двух тысяч квадратных километров. Репортер «НВ» принял участие в одном из рабочих полетов на самолете Ан-28, не имеющем аналогов в мировом самолетостроении.

Сине-голубой Ан-28, приписанный к аэроклубу ДОСААФ города Краснодара, добрался до Хайпудырской губы неожиданно быстро. Расстояние в двести километров мы преодолели с крейсерской скоростью в триста километров в час. На борту – топографы компании «Аэрогеоматика» Алексей Куд-ряшов и Глеб Семёнов со сверхсложной швейцарской аппаратурой для цифровой аэрофотосъемки заполярной территории. А у штурвала – опытный пилот первого класса Олег Александ-ров и штурман Валерий Гайворонский.

– Цель нашей поездки – аэрофотосъемка местности в районе Хайпудырской губы, чуть южнее Варандея, – рассказывает, перекрикивая шум моторов, Алексей Кудряшов. – Аэрофотосъемка необходима для построения топографических карт приблизительно в десятитысячном масштабе. Подобные работы мы выполняем в вашем округе уже второй год.

Как объяснил Кудряшов, в связи с интенсивным освоением территории НАО специалистами-топографами ведется постоянное уточнение карт нашей местности. Карты обновляются с помощью сверхточного аэрофотосъемочного оборудования швейцарской компании Leica Geosystems. Топографический мониторинг особенно необходим в отдаленных районах, где трудятся компании-недропользователи.

После вмешательства человека местность заметно меняет свой «силуэт». И каждое ее изменение должно быть зафиксировано техникой самого высокого качества.

В этом году общая площадь территории, на которой уже была проведена аэрофотосъемка и лазерное сканирование, составляет свыше двух тысяч квад-ратных километров. То есть территория размером с государство Люксембург. В течение более чем двадцати дней кропотливо – квадрат за квадратом – сканировалась и снималась специальным дорогостоящим оборудованием территория размером с небольшое европейское государство. В тот день, о котором идет речь, нам предстояло отснять местность, расположенную в 50-60 км южнее населенного пункта Варандей. Как выяснилось, главная проблема, с которой столкнулись в эту командировку краснодарские топографы и экипаж Ан-28, – повышенная облачность, ставшая главной помехой для аэрофотосъемки.

Вот и в этот раз, вместо запланированных шести часов облета, удалось нормально поработать и отсканировать территорию в течение лишь полутора часов. Самолет то плавно парил над очередной скважиной среди тундры, облетая ее по несколько раз, то резко уходил в сторону мерцающего сквозь облака берега Баренцева моря. После полутора часов облета на высоте восемьсот мет-ров налетели облака, пошли «пёрышки», как пояснил пилот Олег Александров, и спускаться еще ниже для съемки уже не было смысла.

Экипаж берет курс обратно на Нарьян-Мар. Как пояснил Алексей Кудряшов, даже в таком сжатом режиме был выполнен очень большой объем работы. Многое в такой ситуации зависит от четкой слаженности работы пилотов и топографов.

– Перед полетом топографы на компьютере делают для нас план полета, – объясняет Олег Александров, поручив на минуту штурвал своему штурману. – Специфика аэрофотосъемки такова, что необходимо постоянно строго учитывать три основных параметра: ежеминутно строго придерживаться определенной скорости, высоты полета и конт-ролировать заданный топографами коридор для аэрофотосъемки. Если ушел с линии пути, отклонился, то все – уже незачет. И мы заново перезаходим на необходимый коридор.

Как объясняют члены экипажа, очень многое при аэрофотосъемке зависит от готовности, летно-технических и летно-тактических характеристик самолета, на котором выполняется такая сложная и кропотливая работа. И по своим показателям Ан-28 – практически незаменимый «работяга» для топографического изучения местности.

– По своим летным характеристикам этому самолету нет аналогов в самолетостроении, – рассказывает командир краснодарского экипажа. – Его механизация позволяет сесть на полосу в пятьсот метров, а, к примеру, в высокогорных грунтовых аэродромах Дагестана мы садились и на полосу в четыреста метров. Летно-тактические характеристики самолета – вообще идеальны. Мощные двигатели в 960 лошадиных сил позволяют ему взлетать с любой высокогорной площадки и сложно пересеченной местности. Запас прочности у него – приличный.

Опытному пилоту Олегу Александрову есть с чем сравнить свой Ан-28. За плечами – годы службы в армейской авиации, свыше двух тысяч часов налета. Затем работа в структуре ДОСААФ Краснодарского края.

Возвращаемся домой. Топографы сворачивают оборудование. По их словам, на сегодняшний день компания – одна из самых сильных в РФ по своему техническому оснащению. Краснодарские специалисты регулярно проводят аэрофотосъемочные работы в различных удаленных регионах России. Несколько лет назад «Аэрогеоматика» получила лицензию на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное и межотраслевое значение.

Основная часть контрактных работ по аэрофотосъемке территории в НАО выполнена, впереди еще несколько полетных дней. Если не подведет погода, предстоит обследовать и отснять часть неотснятой территории в районе гряды Ярэйхой.

Юркий Ан-28, ведомый краснодарскими пилотами, аккуратно приземляется и выруливает на дорожку аэропорта Нарьян-Мара. Надежная техника не подвела.