Вы здесь

Без воды – и ни туды и ни сюды!

Когда-то на заре советской власти существовала присказка: «Мылом не мойся, белым не ходи». Она служила своеобразной сатирой на товарищей, которые по той или иной причине не считали нужным мыться мылом и выглядеть чисто, то есть – культурно.

Прошло время, народ к чистоте привык, сейчас редко кого приходится загонять силой в баню или под душ. Напротив, люди готовы часами плескаться в собственной ванной, если, конечно, в ней есть вода! А вот проблема наличия воды, тем более, воды чистой, в водопроводе в последнее время становится все актуальнее.

Как-то повелось в современной России, что то тут, то там в больших и малых городах случаются аварии: то теплотрассу внезапно прорвет, то вдруг водопровод рванет, то еще какие-нибудь техногенные катаклизмы случаются. И все аварии всегда происходят внезапно, когда их никто не ждет. Как говорится, на то она и авария, чтобы случаться неожиданно. Только вот ведь какой вопрос: почему-то каждой такой ситуации всегда предшествуют ремонтные работы, отчеты начальников о качественном завершении капитальных ремонтов, замены труб и трубочек, подготовке котлов в котельных и очистительных сооружений на водозаборах.

Мы уже привыкли к тому, что российские города, а Нарьян-Мар не исключение, осенью чаще всего напоминают поля сражений: везде работают бульдозеры и трактора, роются многометровые траншеи, по периметру трасс лежат трубы, по которым должна побежать вода в дома. В общем, идет война на выживание, битва за будущее тепло и культурный быт. И традиционно происходит это всегда осенью, когда зима уже «катит в глаза».

… В день 78-летия окружной столицы народ собрался на площади повеселиться, друг на друга посмотреть и себя показать, расспросить-рассказать про отпуска. Правда, в разговорах то и дело проскальзывала другая тема – почему это в канун Дня города практически весь Нарьян-Мар остался без воды?

И если бы еще только в канун Дня города! Это был день, когда народ массово возвращался в Нарьян-Мар, готовился к будням и готовил детей к новому учебному году. Выходные – всегда хлопотное дело для хозяек: что-то постирать, приготовить на неделю, детей искупать, самим в баньку сходить. То есть, без воды в такой день остаться – ой-ой-ой как неудобно!

И если у жителей центрального городского района кое-что еще капало из кранов утром 31 августа, то у населения городских окраин, типа Хорей-Верской и Качгорта, в кранах пересохло уже к вечеру 30-го.

Хотя то, что текло из водопровода 28 и 29 августа, вряд ли можно было назвать водой. Коричневую жижу, густо текущую из кранов с горячей и холодной водой, вообще водой назвать можно было с большой натяжкой. Она не только имела цвет прорвавшихся на свободу канализационных стоков, но и пахла соответствующе. Причем в домах, например, по улице Зеленой из кранов текла только горячая вода. Жильцы некоторых квартир буквально ошпаривали руки, когда из кранов с холодной водой на них выливался поток грязного кипятка.

Что случилось? Вопрос этот люди задавали друг другу, потому что спросить больше было не у кого.

Телефон диспетчерской ПОК и ТС упорно отправлял всех к диспетчеру «Службы заказчика» – 4-19-24, а этот телефон по-партизански молчал. Как позднее оказалось, он не работал!

Через некоторое время народу посчастливилось получить номер мобильного телефона диспетчера «Службы заказчика», до него-таки дозвонились, но облегчения это никому никакого не принесло.

Людям сообщили, что, видимо, виноваты смесители, поставленные в их квартирах (?!). Естественно, более неудачную версию придумать было трудно.

Нарьянмарцы, конечно, стали возмущаться, но в «Службе заказчика» сообщили, что послать на помощь все равно никого не смогут, поскольку все рабочие на авариях, которых после включения воды по городу возникло многое множество.

Вот тут и возникает вопрос № 1: а что же летом-то делали ремонтники? Денег на это дело было выделено достаточно, а вдруг пришла осень...

Следующий вопрос – № 2 – не замедлил себя ждать, когда тем же жителям Хорей-Верской и Качгорта сказали по секрету, что «Служба заказчика» тут совсем ни при чем, а поставкой воды в дома занимается ПОК и ТС, с него и спрос. Видимо, его работники что-то там напутали и не так соединили, поэтому и идет из обоих кранов грязный кипяток.

И тогда круг замкнулся! Как говорится, ПОК не смог, а «Служба заказчика» в полном отказе!

Неужели в этих структурах не осталось вообще квалифицированных работников, если даже на элементарные проблемы они не могут прореагировать как положено, а отфутболивают жильцов, которые, по сути, и являются их кормильцами?

Но вернемся к празднику – Дню города. На вопрос нашего корреспондента, адресованного немытым горожанам, как у них дела с водой, ответы получились однотипные.

А с водой в День города в Нарьян-Маре было все плохо: у одних она шла грязная, непригодная не только к употреблению внутрь, но и для помывки тоже мало кто решился ее использовать. У других воды просто не было вообще.

Рады были продавцы: нарьянмарцы к несказанной их радости раскупили практически всю питьевую воду – в больших и маленьких бутылях.

В магазинах Качгорта и Хорей-Верской, например, в эти дни простая питьевая негазированная вода стала настоящим дефицитом.

Конечно, кто-то может сказать, что корреспонденты «НВ» снова нагнетают ситуацию и возводят напраслину на городские власти. Тем более, что вода ведь все-таки в кранах появилась.

Но все мы – и чиновники «от ЖКХ» и мэрии, и простые нарьянмарцы, и журналисты «НВ» – живем в одном городе, и проблемы, связанные с коммуналкой, должны беспокоить нас всех одинаково.

Кстати, как следует из ответов управляющих компаний, полученных Управлением строительства и ЖКХ Ненецкого автономного округа 31 августа, все они узнали об «осушении» нарьян-марского водопровода только из звонков возмущенных и расстроенных горожан.

В «Службу заказчика» (СЗ) поступило более 50 обращений. После возобновления подачи воды ее качество – плохое. Последние две недели качество просто ужасное! Жалобы от жильцов поступают до сих пор. В СЗ поступило уже 90 заявок на замену фильтров. В ряде домов из кранов с холодной водой течет горячая.

В ООО «Базис-Сервис» также узнали о сложившейся ситуации только из телефонных звонков горожан. Звонки поступали со всего жилфонда об отсутствии воды, ранее – полторы-две недели подряд – о плохом качестве воды. До сих пор оно не выдерживает никакой критики. В управляющую компанию уже поступило 14 заявок на замену фильтров.

В управляющей компании ООО «УК Нарьян-Марстрой» ситуация мало чем отличается от остальных. «Узнали об аварии из обращений жильцов. Всего поступило около ста телефонных звонков. Воду включили, но качество ее плохое. Жалобы поступают до сих пор. Теплоснабжение прекращалось в доме по улице Матросова».

Точно такая же картина складывается и в других управляющих компаниях Нарьян-Мара: ООО «Коми-Сервис», ТСЖ «Дворянское гнездо».

Главное, что смущает в этой ситуации: информацию об аварии все представители управляющих компаний узнали не из СМИ, не из ПОКа или мэрии, а из звонков жителей Нарьян-Мара.

Настораживает и такой момент: по информации управляющих компаний, каких-нибудь кризисных ситуаций, связанных с отсутствием воды, у их жильцов в последнее время не было.

А сам факт отсутствия воды в кранах – это не кризисная ситуация?

А грязный кипяток, текущий сразу из двух кранов – не кризисная ситуация?

А крики о помощи нарьянмарцев, не знающих, к кому им еще обращаться по поводу отвратительного качества воды – разве это не кризисная ситуация?

Или кризисной у нас может быть объявлена история, только когда кто-то ошпарится кипятком насмерть или, выпив воды из крана, загремит в инфекционное отделение больницы, или утонет в своей квартире по причине лопнувшего водопровода?