Губернатор НАО Игорь Фёдоров провел совещание по вопросу обеспечения транспортного сообщения по рекам Ненецкого автономного округа в период навигации.
Река Печора и малые реки округа являются транспортными артериями, по которым осуществляется северный завоз и пассажирские перевозки. Эффективность эксплуатации речной сети снижается в результате прекращения проведения дноуглубительных работ.
В период навигации 2013 года на Печоре наблюдалось значительное маловодье, фактическая глубина судового хода составляла 75 см при гарантированной глубине 120 см, что явилось серьезным препятствием для своевременного осуществ-ления завоза продовольствия, топливно-энергетических ресурсов, строительных материалов. Аналогичные судовые условия фиксируются на Печоре на протяжении ряда последних лет. Назрела необходимость принятия комплексной программы совместных действий администрации НАО и федерального бюджетного учреждения «Администрация Печорского бассейна внутренних вод-ных путей».
Протяженность водных путей с гарантированными габаритами и светоотражательной обстановкой по Печоре в границах округа составляет 114 км. ФБУ «Администрация «Печораводпуть» обслуживает 1 013 км магистральных водных путей с гарантированными габаритами на участке от города Вуктыл до Нарьян-Мара, в том числе, на участке реки от г. Печора до г. Нарьян-Мара 779 км со светоотражательной обстановкой. Наиболее затруднительным по гидрологическим условиям и при этом важным для судоходства является участок реки от г. Печора до с. Усть-Уса, который связывает порт Печора – единственный в бассейне пункт прямой перевалки грузов с железнодорожного на водный транспорт – и Печорскую нефтебазу – пункт заправки судов нефтепродуктами – с населенными пунктами в низовьях реки Печоры, куда направлен основной грузопоток. В 2013 году «Печораводпуть» на реке Печоре дноуглубительные, выправительные и руслоочистительные работы не планировало и не выполняло на участке от села Усть-Уса до города Нарьян-Мара.
Навигация 2013 года была исключительно маловодной, уровни воды снижались ниже проектного уровня на 90 см и были самыми низкими по водпосту Мутный Материк за весь период наблюдений с 1937 года. При этом транзитная глубина на участке реки Печоры от с. Усть-Уса до г. Нарьян-Мара не была ниже 70 см, что обеспечивалось за счет маневрирования судоходной обстановкой, в то время как на участке реки Печоры от г. Печора до с. Усть-Уса поддержание транзитной глубины 70 см было возможно только за счет производства дноуглубительных работ. Для этого было задействовано три земснаряда. Дноуглубительные работы были выполнены в объеме 977 тыс. кубометров при госзадании 855 тыс. кубических метров.
Тем не менее, объемы проводимых работ не соответствуют потребности. Решение вопросов дноуглубления находится в ведении двух федеральных министерств: Минтранса и Минприроды. Губернатор НАО Игорь Фёдоров по результатам совещания намерен обратиться к руководству обоих министерств и в МЧС России с просьбой оказать содействие в решении этих вопросов.
– В навигацию этого года в тяжелейших условиях при низких уровнях воды все необходимые товары и грузы были доставлены в округ, – сказал Игорь Фёдоров. – Но без содействия федеральных министерств нам сложно справляться с этой задачей. Мы не хотим повторения ситуации с северным завозом, которая сложилась в этом году на Дальнем Востоке. И тем более мы бы не хотели, чтобы федеральный центр был вынужден предпринимать экстренные меры и вне плана тратить средства федерального бюджета на завоз грузов в условиях чрезвычайной ситуации. Все эти вопросы возможно предусмотреть заранее, организовав плановые работы по углублению. С этой целью я намерен обратиться к руководству Минприроды, Минтранса и в МЧС России.
Управление
ИнформСвязь НАО