Вы здесь

Подводник и водитель Дмитрий Карельский

Дмитрий три года служил на подводной лодке, а затем  стал обучать молодёжь своей воинской специальности рулевого-сигнальщика в учебке в Кронштадте / Фото Екатерины Эстер

Нарьян-Марское автотранспортное предприятие скоро отметит славный юбилей – 70-летие со дня основания

Наш корреспондент побеседовал с ветераном труда, почётным работником транспорта НАО Дмитрием Михайловичем.

 

Карельские мы!

– А у нас чуть ли не вся деревня отца в Архангельской области – Карельские да Новосёловы, даже улица есть в Архангельске – Карельская. И папа – Михаил Григорьевич Карельский. А мама – усть-цилемская, Агафья Дмитриевна Чупрова. Отец служил в Белужье, а мама там работала культработником – вот и познакомились. Двое нас со старшей сестрой, я-то уже в НАО родился, 66 лет назад – коренной житель.

Мы с Дмитрием Михайловичем Карельским, ветераном труда Нарьян-Марского автотранспортного предприятия, сидим в его вагончике при въезде на территорию, где он дежурит – фиксирует, встречает и провожает на линию автобусы и специальную технику.

А до этого 45 лет отработал водителем автобуса на пассажирских перевозках.

В окно хорошо просматривается весь обширный двор предприятия, где снуют машины, деловито пробегают сотрудники и трудолюбиво гудит бульдозер, сгребая снег после обильного снегопада.

– Тракторист у нас – из Молдавии, уже два года работает, Василий Макану – исполнительный, безотказный, просто молодец! – говорит Дмитрий. – Здесь, на посту, мы и «держим руку на пульсе предприятия» – нам видно всё.

Более 45 лет на одном предприятии! Да это же целая жизнь! Жизнь, наполненная трудом и заботами об удобстве передвижения земляков, своевременной и безопасной их доставке по маршруту, передачей опыта молодым и ещё тысяча и одна особенность работы, в которой нет мелочей.

Герой очерка – настоящая легенда АТП, преданный сотрудник, прошедший вместе с родным предприятием все нелёгкие этапы развития в непростую эпоху современности, – потому и уговорил директор предприятия ветерана побеседовать с корреспондентом.

 

Уходят лодки от причала

Учился юный житель округа Дима Карельский в 5-й школе до восьмого класса, десятилетку уже во 2-й школе оканчивал.

Поступил, как и мечтал, в Челябинское высшее танковое училище. Но на первом курсе бросил по семейным обстоятельствам – ушёл из жизни отец, Михаил Григорьевич.

Служил на подводной лодке 3 года, база располагалась под Ригой. Начало службы – на атомной подлодке, на которой совершил две автономки. Затем, когда атомную подлодку поставили на консервацию, был переведён на дизельную, стал обучать молодёжь своей воинской специальности рулевого-сигнальщика в учебке в Кронштадте – училище старинное, толстенные стены из красного кирпича.

– Автономное плавание... Каждый день – боевые учения, тренировки: борьба за живучесть. Буквально от каждого члена экипажа, от его квалификации и воинской смекалки зависит судьба всей подлодки! – с ноткой ностальгии вспоминает Дмитрий дни службы, молодость морскую. – Анекдот знаете? «Я, – говорит, – подводник!» – ага, на подводе воду возит... Нет, чтобы не такие служили на современнейшей субмарине, отбирают экипаж на подлодку тщательно, учитывая психологическую совместимость, нужны положительные характеристики, уравновешенный характер и так далее. Я три различные комиссии прошёл, прежде чем отправили в автономку! А это несколько месяцев в тесноте лодки, бегать и активно двигаться особо негде – по окончании похода буквально бегать уже не можешь – разучился, и в весе прибавляют члены экипажа основательно. В 1979 году мы заняли первое место в бригаде за успешный поход, после него нас отправили в Дом отдыха восстанавливаться – на белом пароходе в Севастополь!

Задачей бригады подводников было патрулирование в Средиземном море. Холодная война не стихала – скрытное, подспудное противостояние СССР и стран НАТО продолжалось, американцы пытались добывать разведданные о численности и действиях наших подводных лодок.

– Засекла нас американская подводная лодка. Уходили от неё в режиме экономного хода, на аккумуляторах, – это преимущество дизельной лодки, когда её практически не слышно. Так и оставили америкосов с носом, – вспоминает бывший подводник.

 

Я в синий автобус вскочил на ходу

Демобилизовавшись, Дмитрий вернулся в родной город. 21 год, все дороги открыты – звали в милиции служить, друг предлагал идти в АТП – он там работал. Дядя, нефтяник, звал в тундру, бурильщиком.

– А папа – столяр-плотник, но по его стопам тоже не пошёл, хотя возиться с деревом с детства нравилось. Стал водителем, так 45 лет и отработал, – вспоминает мой собеседник.

Женился Дмитрий в 1982 году. Супруга, Ольга Геннадьевна, продавцом работала. Сейчас активно занимается в группе «Светёлка», которой руководит сестра Дмитрия, Ольга Истомина. Выступает «Светёлка» с лирическими песнями на многих площадках города и округа.

– Как познакомился? Ольга ждала автобус на остановке, а его всё нет и нет – водитель наш заболел. Вызвали меня... Чем не знак свыше? С того дня и вместе, уже 43 года, – улыбается Дмитрий Михайлович.

У супругов Карельских – трое детей.

– У всех высшее образование, – с гордостью добавляет отец. – Старший сын, Михаил, артист, работает в театрах Санкт – Петербурга – в детском и взрослом. Будучи каменщиком, самостоятельно поступил и окончил институт культуры – сказались гены бабушки-культработника.

Второй сын, Виталий, учился на электрика, во время службы после учебки в Сыктывкаре написал рапорт с просьбой направить в горячую точку. Тогда это был Кавказ. Виталий имеет боевые награды, служил потом в Ростовской области, затем вернулся в Нарьян-Мар, служит в Росгвардии. Виталий Карельский – участник СВО, орден Суворова ему вручал губернатор округа Юрий Бездудный.

Младшая дочка, Евгения, работает в больнице бухгалтером.

Ольга Геннадьевна и Дмитрий Михайлович – бабушка и дедушка трёх внуков и двух внучек – пополняется род Карельских!

– Привык я к АТП нашему, сроднился, сердцем прирос, – признаётся собеседник. – Поначалу трудновато было – в первую смену вставать надо рано – в 5 утра. Машины на улице стояли – в морозы паяльными лампами грели. Сейчас-то все условия – машины в боксах тёплых, чего же не работать. В ремзоне у нас усилиями директора основательный ремонт сделан: комната отдыха оборудована, есть где пообедать, помыться. Работать вроде как проще гораздо, но молодёжь мало к нам идёт – непрестижно им, что ли, или ответственности боятся – движение-то сейчас на дорогах интенсивное, большой пассажиропоток, а дорога одна.

 

По крышам бегать, собак гонять

Детство вспоминается, наверное, всегда и всеми с умилением. Ветераны труда наши – не исключение.

– Детство? Да весело, конечно, было, по сараям бегали, играли азартно. В домах-то печки топились, по утрам в школе аж чернила замерзали в морозы, сидели в фуфайках да валенках, – улыбчиво делится ветеран. – Но учиться хотелось. И внеклассная работа была налажена. Я занимался лёгкой атлетикой, футболом, уроки по труду нравились: папа-то – столяр, табуретку сделать для меня не было проблемой. В школе изучали и работали на станках – и по металлу, и деревообрабатывающих. Преподаватель труда – Яков Филиппович Ковалёв. Учитель физкультуры Георгий Георгиевич Ястребов на баяне играл, мы под баян маршировать учились – новшество такое было.

Учиться Дмитрию нравилось – физика, математика легко давались, рисовал хорошо. Военное дело в 9-10-х классах вёл капитан запаса – сборы были потрясающие, по две недели жили в спортзале – страшно интересно! Зимой на открытом катке – хоккей. Да и футбол тоже. Снегу было море, по самые крыши, с горки катались, убежища в сугробах рыли. У отца семейства была собачья упряжка – жили в частном доме, было где содержать двух больших псов, ребята на них воду возили.

– Крупные собаки были! Особенно Белый: залезет под стол – спиной поднимает его, огромный просто! – давнее, детское восхищение звучит в словах моего собеседника. – Нет, охотой особо не занимались, иногда ходили с другом на куропаток. А в основном рыбачили. У друга была лодка с двухцилиндровым мотором «топчи-нога», у нас с братом – тоже не одна, отец делал лодки для сельчан. Я на лодке и перевозом иной раз занимался – тогда по весне сильно топило, даже старый мост заливало.

На шофёра учился Дмитрий в ПТУ. На базе АТП сейчас налажено обучение по договору, слесари проходят практику. Прицел дальний, возможно, кто-то из обучавшихся и проходивших практику придёт на предприятие работать.

 

И чего молодёжь к нам мало идёт?!

На пенсию Дмитрий Михайлович оформился по льготе – в 50 лет, но продолжал работать. Считает, что человеку необходимо общение, дело по душе – каждый день с удовольствием идти на работу.

Многолетний добросовестный труд водителя высоко оценён администрацией и земляками – в 2024 году он удостоен звания «Почётный работник транспорта НАО» – вручал губернатор округа Юрий Бездудный. Имеет множество грамот – от Минтранспорта, администрации НАО и Совета депутатов. При въезде на предприятие – Доска почёта, есть портрет и Дмитрия Карельского

– Там, на Доске почёта, есть и фотография первого водителя предприятия – Николая Реутова, дядя Коля, как мы его называли. Он у меня был бригадиром, наставником моим. Дядя Коля и теперь здравствует, 91 год ему, живёт недалеко от электростанции. Частенько можно видеть его на улице – снег убирает большой лопатой!

Когда начинал Дмитрий свою деятельность в качестве водителя, автобусы были попроще, поменьше, и не столь комфортабельные как сейчас, – низкопольные, тёплые, с автономным отоплением и коробками-автоматами.

– И чего молодёжь к нам мало идёт?! – удивляется ветеран. –  Видимо, всё в компьютере сидеть привыкли, мировоззрение у них другое, с трёх лет – в мобильнике – кнопки да картинки, машинками не играют, как раньше. Семья должна воспитывать, школа. Ведь мальчик в раннем детстве всегда интересуется, что папа делает, сначала мешает, все гайки-запчасти разбросает, но запрещать нельзя, а потом и помогать будет. Раньше пацаны практически все мечтали стать шофёрами...

Коллектив ценит усилия руководства предприятия по созданию благоприятных условий для работы, обновлению парка техники. В этом году получены пять новых автобусов – низкопольных – пожилым удобно, комфортабельные, с большим салоном.

– Раньше-то были автобусы много меньше, а пассажиров много, вход с высокой лесенкой. В 2006 году были получены отечественные ЛиАЗы – большие, советского производства, были подержанные «Вольво» – лет по 15, но комфортабельные. А в настоящее время и у нас научились делать хорошие автобусы – только работай!

Родное предприятие Дмитрия Михайловича Карельского находится в ожидании знаменательного праздника – грядущего 70-летнего юбилея. Будет торжественное собрание. Будут грамоты, дипломы, благодарственные речи…

Коллектив достоин чествования, ударным трудом заработали Дмитрий Михайлович Карельский и его товарищи-соратники. Чтобы город наш становился, перефразируя Маяковского: «...весьма оборудован для жительства».