В апреле 2025 года стартовал проект «Крылья Победы. Северный Тиман». Участие в нём примут многие – краеведы и историки, поисковики и волонтёры, лётчики и журналисты. Главная задача – увековечить память о лётчиках Беломорской военной флотилии, погибших на территории нашего округа в годы Великой Отечественной войны. В ходе реализации проекта, поддержанного врио губернатора НАО Ириной Гехт, планируется провести экспедицию к месту гибели экипажа лейтенанта Ивана Ветрова, создать памятный знак, подготовить выставку, книгу и документальный фильм о подвигах советских лётчиков, о героическом строительстве военного аэродрома в Нарьян-Маре, об увековечении памяти о полярных пилотах.
Этим материалом мы начинаем серию публикаций об этом проекте. Итак, от винта!
Сегодня на страницах окружной газеты «Няръяна вындер» публикуется первый материал о проекте «Крылья Победы. Северный Тиман».
«Суровые, худощавые, они стоят рядом со своими странными – из проволоки, дерева и парусины – аппаратами, не похожие на обычных людей, словно представители расы, промелькнувшей только затем, чтобы исчезнуть навеки...», – так описывал лётчиков Первой мировой несостоявшийся боевой пилот Уильям Фолкнер.
Богатую боевую биографию имел наш следующий герой – лётчик Ефим Данилович Филипцев. Он относится ко второму поколению «летунов», начавших свою «птичью» жизнь в период Первой мировой войны.
Две войны прапорщика Филипцева
Начало жизни – как у многих. Родился 25 декабря 1894 года в селе Ендовище Воронежской губернии в богатой крестьянской семье. Приходское училище (1906), Воронежское техническое училище (1913) – по тем временам Ефим получил хорошее образование.
С началом мировой войны ушёл добровольцем на фронт, с ноября 1914 года воевал в составе 169-го пехотного Ново-Трокского полка.
22 апреля 1915 года получил тяжёлое ранение и по выздоровлении направлен на трёхмесячные авиационные курсы при Политехническом институте. Судьба его сделала крутой зигзаг – прямиком на небеса.
В марте 1916 года грамотного и толкового молодого солдата отправили на обучение в Московскую авиационную школу. В декабре 1916 года Филипцев сдал экзамены и отправился служить в 23-й корпусной авиаотряд, воевавший на рижском направлении. Лётчик – в кожаной чёрной куртке, в лётном высоком шлеме с серебряным налобным орлом.
Летали на самолётах-разведчиках «Вуазен» с толкающим винтом, вооружённых пулемётом, – он имел хороший обзор из гондолы и мог таскать небольшие бомбы и стрелы-флешетты.
Уже в феврале-марте 1917 года за боевые отличия Ефим Данилович получил производство в чинах – ефрейтор, младший унтер-офицер, старший унтер-офицер.
После февральской революции он стал членом отрядного комитета, в июне 1917 года вступил в ряды рижской красной гвардии.
«За боевую работу в старой армии награждён георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени, георгиевской медалью 4-й степени. В октябре 1917 г. произведён за боевую работу в прапорщики», – указывал он в автобиографии.
За десять месяцев мировой войны он приобрёл огромный боевой опыт, был произведён в офицеры, награждён тремя боевыми наградами.
В Красной армии прапорщик Филипцев с января-февраля 1918 года: сражался с казаками атамана Краснова в составе 2-го артиллерийского авиаотряда.
В 1918-1920 гг. воевал на Южном фронте против армии генерала Деникина, много и отважно летал на разведки и бомбёжки.
Это было лихое и романтичное время – летали на донельзя изношенных аэропланах, заправленных «авиаконьяком» или «казанской смесью». Каждый вылет – под огнём противника. Били по ним из винтовок, пулемётов, шрапнелью из орудий. Летали на честном слове и на одном крыле, но благодаря большому опыту красвоенлёт Филипцев уцелел.
500 000 км – без аварий и катастроф
С 1920 по 1929 год – десятилетие – он служил в военно-воздушных силах на различных должностях: комендант Воронежского аэродрома (1920–1924), помощник начальника отделения Главного управления ВВС Красной армии (1924–1926), командир отряда 31-й авиаэскадрильи (1926–1928), инспектор спецслужб Управления ВВС Украинского военного округа (1928–1929).
С 1 января 1930 года переведён в гражданский воздушный флот – опять же более десяти лет он служил в должности пилота, командира звена, командира отряда и инспектора по безопасности.
Некоторое время Филипцев летал в знаменитой агитационной эскадрилье имени М. Горького. К 1933 году его общий налёт составлял 2 500 часов (из них в гражданской авиации – 1 200) – по тем временам очень и очень солидно!
Позднее он летал в Туркмении.
В 30-е годы Филипцев последовательно был награждён знаками ГВФ за безаварийный налет 300 000 и 500 000 километров. Летал на многих типах самолётов – У-2, Р-5, К-4, К-5, «Дуглас».
С июня 1938 года служил в Управлении полярной авиации Главсевморпути. Словом, это был очень опытный лётчик.
И снова – война
12 июля 1941 года его снова мобилизовали, присвоили воинское звание старшего лейтенанта и назначили пилотом во 2-ю отдельную боевую авиагруппу ВВС Северного флота, командование которой принял Герой Советского Союза полковник Илья Мазурук.
Во второй половине августа 1941 года 2-я авиагруппа приступила к воздушной охране западной части Северного морского пути.
В том же месяце авиагруппа вошла в состав вновь сформированной Беломорской военной флотилии. В зимнюю навигацию 1941-1942 г. самолёты группы вели ледовую разведку для обеспечения боевых операций кораблей Северного флота и Беломорской флотилии.
Старший лейтенант Филипцев летал на «воздушном крейсере» Р-6 – склёпанном из гофрированного кольчугалюминия, в мощных по сечению туполевских крыльях два мотора, угловатый старомодный хвост. Самолёт был вооружён тремя пулемётами Дегтярёва–авиационный калибра 7,62 мм.
Большая машина – размах крыльев больше 23 метров!
Последний полёт
17 апреля 1942 года старый лётчик старший лейтенант Ефим Филипцев совершил свой последний вылет.
Экипаж самолёта Р-6 выполнял рейс Нарьян-Мар – аэродром Ягодник для перевозки 12 краснофлотцев со сторожевого корабля СКР-73, который сел на мель около берегов Ненецкого округа.
Экипаж «воздушного крейсера» состоял из пяти человек:
– лётчик, старший лейтенант Ефим Данилович Филипцев;
– штурман, капитан Леонид Михайлович Рогожкин;
– механик, авиационный воентехник 2-го ранга Сергей Алексеевич Михайлов;
– воздушный стрелок-радист, младший сержант Николай Степанович Якуничев;
– воздушный стрелок, сержант Сергей Степанович Бурый.
Сержант Сергей Бурый, летевший этим рейсом, вспоминал о перипетиях того неудачного рейса: «Филипцев выполнил задание, произвёл посадку в Нарьян-Маре, погода была хорошая. На другой день мы взяли на борт 12 военных моряков и взяли курс на Мезень. Самолёт Р-6 не пригоден для перевозки пассажиров, поэтому четыре моряка разместились в плоскостях самолёта, головами в фюзеляж, остальные 8 человек набились в мою кабину.
Было тесно, неудобно держать связь с землёй... Наш самолёт был весьма тихоходным (160–180 км/час) и плохо оборудованным пилотажно-навигационным оборудованием. Но была война, и всё, что было, использовалось для нужд войны.
Первые два часа полёт проходил нормально. Мы шли на высоте 200 м, видимость отличная. Но потом погода стала меняться, появились слабые снежные заряды, Филипцев стал снижаться до бреющего полёта, держа в видимости землю. Я понял, что в сложных условиях по приборам он летать не может.
Моряки сбились в кучку, прижались друг к другу и грелись, ничего не подозревая. Находясь в турели, я видел, как замелькал кустарник под самолётом, я понял, что нам грозит столкновение с землёй.
Штурман Рогожкин стал вылезать из кабины, чтобы вывалиться при случае на снег. В это время Филипцев начинает разворачиваться на обратный курс и цепляется крылом самолёта за кустарник и снег, самолёт пикирует носом и от удара разваливается в районе турели.
За хвостом вылетел и я, почувствовал боль в ноге от удара. К моему удивлению, все моряки оказались живы. Филипцев, ударившись о приборную доску лицом, кричал и вытирал рукавом комбинезона стекающую кровь с лица. Колпак кабины заклинило, и мы с матросами с трудом сорвали его и извлекли командира корабля и бортмеханика. Заметив вытекающий бензин, стали его собирать в вёдра, в подогревную лампу, применяемую для прогрева моторов перед пуском в зимнее время. Обсудили план дальнейших действий. Зная, что рядом должен быть посёлок Пеша, снарядили группу на поиск посёлка...».
Причинами катастрофы стали плохие погодные условия и вероятная перегрузка самолёта, перевозившего груз и 12 пассажиров. Попытка развернуться на бреющем полёте завершилась падением шеститонного Р-6.
Тиманский кряж не отпустил «воздушный крейсер». Спасло всех, что скорость самолёта была невелика, а также наличие рыхлого снега, в который врезался двухмоторный самолёт. Не последнюю роль в счастливом исходе сыграло и то, что самолёт был на лыжах.
В докладной записке от 14 мая 1942 года указывалось: «26 апреля Филипцев с двумя краснофлотцами вышел к Чёшской Губе (в Нижнюю Пешу). Через местное население приняты меры поиска самолёта и вывозке людей.
27.04.1942 г. пять краснофлотцев вышли к реке Суле в Коткино. Самолёт из Мезени 4.05.1942 г. нашёл самолёт. Экипаж (вывезен) на оленях (в Нижнюю Пешу), куда было произведено два вылета с посадкой на реке Пеше. Вывезено в Мезень девять человек, груз 500–600 кг. Самолёт Р-6 разбит, восстановлению не подлежит. Радиостанция, вооружения сняты, доставлены на Ягодник. Пулемёт ДА-2 старший лейтенант Филипцев оставил в тундре, не имея сил нести при выходе к морю, второй пулемёт взят краснофлотцами в Коткино. Военком 2 АГ ВВС СФ, батальонный комиссар Фёдоров, командир Крестьянов».
Кавалер ордена Ленина
Только благодаря счастливому стечению обстоятельств, все остались живы. Матросы, оставшиеся у разбитого самолёта, голодали 17 дней. Оленеводы вывезли их в Нижнюю Пешу на грани жизни и смерти.
В апреле 1942 года Ефима Даниловича произвели в воинское звание капитана и отправили в запас. После этого неудачного полёта Филипцев был списан с лётной работы и направлен служить начальником авиабазы в Чокурдах (Якутия).
В сентябре 1944 года переведён на должность начальника инспекции полярной авиации. В самом конце войны старого лётчика наградили за выслугу лет орденом Красного Знамени (3 ноября 1944 г.) и после войны –
орденом Ленина (10 ноября 1945 г.). Кроме того, он был награждён медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией».
А разбитый туполевский «воздушный крейсер» так и остался лежать на Северном Тимане.