Поездка в Даурский заповедник в составе экспедиции Русского географического общества (РГО).
Листая новостную ленту в телефоне, я прочитала, что РГО проводит конкурсный отбор добровольцев на тематическую смену в Забайкальском крае. Решила испытать удачу и не прогадала.
Срок смены – с 10 по 20 июля. Заглянув в календарь, поняла, что в это время буду совершенно свободна – в отпуске. Часа два ушло на заполнение заявки. Надо было написать о себе, указать образование, должность и направление работы, выбрать роль участия. В рутине дел я забыла про заявку, но сообщение с приглашением от куратора проекта «Заповедное дело РГО» Анны Холод освежило память.
Я очень обрадовалась! Давно мечтала принять участие в экспедиции РГО, познакомиться с единомышленниками и быть полезной. К тому же я сразу провела параллель с работой. В музее-заповеднике «Пустозерск» занимаюсь темой старообрядчества и, так выходит, что еду в места, где когда-то был Аввакум. Даурия – в этих краях Аввакум был в ссылке в далёком 1658 году.
Полёты не во сне, а наяву
И вот я уже в самолёте. Лечу в Екатеринбург, Томск и наконец – Читу. Три перелёта за десять часов. Уже на подлёте к Чите в окно было видно, что всё небо затянуто дымкой, горели леса. Выйдя из самолёта, я загуглила обстановку – восемь пожаров в Читинском районе Забайкалья действовало на утро 10 июня. Стало не по себе, да и в воздухе чётко стоял запах гари.
Откинув мысли о плохом, мы с Анастасией (девушка из нашей команды, летевшая тем же рейсом, что и я) направились к точке сбора группы. Познакомившись с командой, поехали за 345 километров от Читы в государственный природный биосферный заповедник «Даурский». Он располагается на юге края, на границе России, Монголии и Китая. Это водно-болотные угодья международного значения, ключевая орнитологическая территория Азии, журавлиная вотчина, полноправная часть Всемирной сети биосферных резерватов (программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера»).
Приехали на кордон Адон-Челон уже в темноте, нас заселили в гостевые домики. Мои соседки по койкам: Анастасия из Кирова, она же охотовед, и Алина из Санкт-Петербурга – графический и бренд-дизайнер.
У манула нет прогула
На следующий день мы познакомились с инспектором заповедника Бадмахандой Бальжинимаевной (или просто – Светой). Бурятка по национальности, родом из этих мест, она каждый день рассказывала нам интересные истории, легенды и мифы, связанные с малой родиной.
Тронула история манула Даши, которая попала к сотрудникам заповедника совсем маленьким котёнком. Родилась она, как часто бывает у манулов, в заброшенном железном вагоне, стоявшем в степи.
Вагон люди перетащили для ремонта, а Даша единственная удержалась в таком теперь страшном и громыхающем родном логове. Удержалась, но осталась без мамы. Прошло больше двух суток, прежде чем она вылезла наружу и подала голос. Так у сотрудников заповедника появился новый питомец, которого надо было спасти. Нарекли Дарьей Будлановной – от названия горы, в окрестностях которой родилась.
Где сейчас Даша? У своих сородичей. Подросла, окрепла и выбрала свободу, как и положено большой краснокнижной кошке.
Лесной дозор
Три дня мы провели в заказнике «Цасучейский бор», который входит в заповедник. Его площадь составляет 58,8 тысячи гектаров. Он играет важную климатообразующую роль для значительной территории, является естественным аккумулятором влаги, предохраняет почвы от ветровой и водной эрозии, служит естественным убежищем и местом обитания многих видов птиц и зверей как лесных, так и степных.
Вместе с инспекторами заповедника мы «прочёсывали лес». Главная задача – выявление и учёт гнёзд птиц. Особое внимание уделяли хищникам и птицам крупного и среднего размеров (аистам, цаплям, врановым). Все гнёзда фотографировали и регистрировали в специальной программе, скачанной на телефон. Отмечали приблизительный диаметр дерева и гнезда.
Попутно фиксировали большие норы и встретившихся животных. Слегка пугались, когда рядом резко проносились косуля или заяц. Нашли нежилое логово волка. По словам инспекторов, в прошлом году здесь жила волчица с волчатами.
В лесу, как и в степи, нам встречалось большое количество костей дзеренов (род газели) и других животных. Местные нас предупредили, что возле кордона, где мы живём, ходят три волка. Вживую мы их не видели, зато приметили миленьких тарбаганов (сурков), пищух, косуль, зайцев и много разных птиц, которые смолкали лишь в темноте, а с первыми лучами солнца вновь начинали свои песни.
Генеральная уборка
Ещё три дня экспедиции мы занимались проектированием экологических троп. Первое, что нам надо было сделать, – это их пройти, отбить точки, где будет находиться входная группа, навигация, стенды, места отдыха, смотровые площадки. Два маршрута – на 13 и 24 километра – предполагалось сделать конными, чтобы туристы могли увидеть всю красоту степей и скал, тех мест, куда не могут добраться автопутешественники.
В остальные дни сотрудники заповедника организовали для нас обширную просветительскую программу. В неё вошли лекции о Забайкальском крае и Даурском заповеднике, поход по пешему маршруту «Адон-Челон – степное чудо», выезд на «Заповедный Торей» с наблюдениями за цаплями и даурскими журавлями, поездка на международную биологическую станцию «Уточи» с наблюдательным пунктом за дикими верблюдами и редкими видами пернатых.
Кроме того, мы занимались хозяйственными делами – посадили 80 деревьев, утеплили гостевые домики и провели покрасочные работы на кордоне.
Наша команда – это 14 человек из разных уголков России. Все позитивные, активные, интересные и заряженные!
Даурская мозаика
Десять дней вместили в себя столько событий и эмоций, что переварить их – тоже нужно время.
Разница с Москвой составляла плюс шесть часов. Было необычно созваниваться с близкими и говорить: «Доброе утро!», хотя ты уже пообедал, а ложась спать, понимать, что дома – всего шесть вечера!
Наш повар Дарима научила нас готовить буузы – традиционное бурятское и монгольское блюдо. Надо обязательно попробовать повторить.
Я привезла домой сувенир – рог косули. Их много валяется на водопоях, которые инспекторы заповедника обустраивают и наполняют водой, чтобы животным было где утолить жажду.
Какой мне запомнится степная Даурия? Удивительное место с красивыми закатами, невероятно звёздным небом и скалами причудливой формы, которые напоминают животных.
По завершении экспедиции наша команда продолжает работу. Готовим научные отчеты, сводим воедино данные по учёту гнездовий, ведём работу по составлению карты-схемы экологических маршрутов, формируем методические рекомендации. Медийщики в составе группы создают фильм о смене в Даурском заповеднике, чтобы поделиться атмосферой проекта «Заповедное дело РГО».
Уверена, мы обязательно ещё раз пересёчемся, ведь нас объединяет Русское географическое общество. Рада, что стала частью такой классной команды!