Вы здесь

Арктика – территория экономического роста

Экспедиция преодолеет более 1 600 километров по территории трёх регионов / Фото Екатерины Эстер

Глава МЧС России Александр Куренков в Нарьян-Маре 27 марта дал старт научно-исследовательской экспедиции «Безопасная Арктика».

Экспедиция стартовала сразу после двухдневной выставки спасательной техники на площади Марад’ сей.

Оборудование создано специально для работы в условиях российской Арктики.

– Арктическая зона нашей страны – особая территория с уникальными перспективами экономического роста. Важное значение здесь приобретает обеспечение безопасности, поэтому МЧС России уделяет повышенное внимание развитию объектов аварийно-спасательной инфраструктуры. Экспедиция такого масштаба проходит впервые и направлена на проверку реагирования спасательных подразделений. Она приурочена к межведомственному учению, которое состоится 6 и 7 апреля в девяти северных регионах. Благодарю всех разработчиков, откликнувшихся на наше предложение принять непосредственное участие и протестировать новые образцы техники, оборудования и снаряжения в сложных условиях Арктики, – отметил в приветственной речи Александр Куренков.

Глава региона Юрий Бездудный пожелал успеха участникам экспедиции:

– Сегодня по поручению президента в Арктической зоне России реализуются крупнейшие проекты. Здесь живут сильные духом люди, но и они хотели бы чувствовать себя в безопасности. Желаю вам успешной экспедиции.

 

Испытать в реальных условиях

 

Почти за две недели 76 человек на разной технике проедут более 1,6 тысячи километров по территории Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Главная задача специалистов МЧС – апробировать свыше двух десятков новейших и перспективных образцов вооружения и экипировки. При этом испытывать технику им предстоит в условиях полной автономности арктической пустыни и её прибрежных территорий.

Ознакомиться с экспериментальными моделями технического оснащения спасателей жители округа смогли на двухдневной выставке экспедиции «Безопасная Арктика». Особый интерес вызвал зимний электроснегоход «Снега».

– Это экспериментальный утилитарный снегоход, который разработан в рамках проекта для использования на международной станции «Снежинка». Уже сейчас МФТИ заказывает технику, потребляющую энергию, вырабатываемую с помощью альтернативных источников станции, – сообщил Николай Каргин, главный научный сотрудник института проблем управления РАН, профессор МФТИ и координатор проекта создания зимнего электротранспорта «Снега». – Как учёный я исследую возможности и ограничения электротранспорта в условиях сложного рельефа и климатических условий Арктики.

Впервые пройдёт испытания Арктикой и система охраны «Периметр С», она оповестительная, на случай несанкционированного проникновения на охраняе­мую территорию.

– При прерывании радиосигнала система управления извещает об этом ответственных путём передачи сигнала на браслеты. Это защитит участников экспедиции от посягательств диких животных. В арктическом исполнении мы усилили аккумуляторные батареи, влаго- и пылезащищённость корпусов устройств, – подчеркнул заместитель начальника отдела связи центра «Лидер» майор Евгений Серединский.

В число испытательной техники вошли вездеходы «Русак», арктический автобус «Урал», гусеничный вездеход ТМ-140, «Бобр» и «Четра», снегоболотоходы «Феникс», «ТРЭКОЛ» и другие.

– «Русак» предназначен для сложных климатических условий. Машины полноприводные, максимально приспособлены для условий бездорожья, имеет независимую подвеску. Могут развивать скорость 6-7 км/час на воде. Максимальная – 70 км/ч. Салон сделан так, чтобы человек чувствовал себя комфортно и мог вести вездеход по несколько часов кряду. Эта техника себя хорошо зарекомендовала, – отметил исполнительный директор компании ООО «Русак» Андрей Китаев.

Снегоболотоход «Феникс» разработан и собирается в Кургане компанией «Мобидик». Отличается высокой проходимостью и может без подготовки встать на воду или лёд. Это серийный вездеход, выпускается с 2014 года. Испытания проходил в северных регионах страны, в числе которых Мурманская область.

– Машины марки «Бурлак» к этой поездке готовились основательно в соответствии с государственными стандартами. Их сделали более комфортными для работы в условиях Арктики. По сути, это благоустроенный дом на колёсах, есть всё для проживания внутри: отопление, водоснабжение, канализация, – рассказал мастер испытательного участка вездехода «Бурлак» Артём Петров.

 

Всеобъемлющий маршрут

 

Кроме задачи по испытанию оборудования на маршруте, участники отработают 18 условных происшествий, преодолеют вод­ные преграды, крутые спуски и подъёмы.

– Мы разрабатывали маршрут экспедиции таким образом, чтобы апробировать технику в абсолютно разных условиях: тундра, пересечённая местность, вод­ные и ледовые преграды, – рассказал советник министра Даниил Мартынов. – Подготовка к этой экспедиции продолжалась многие месяцы. Проводили отбор специалистов по физической подготовке, психологическому состоянию здоровья, а также совместимости в коллективе. Проще всего было взять одно подразделение и этим составом выполнять задачи. Но мы по поручению министра пошли дальше: сформировали группу, которая включает в себя различные поисково-спасательные отряды. Это необходимо, чтобы отточить взаимодействие, поделиться, перенять опыт других отрядов.

Он пояснил, что спасателей для экспедиции набирали из регионов Арктической зоны, в их число вошли и окружные спасатели Андрей Неустроев и Ростислав Вотинов.

– Я вызвался добровольно, решил испытать себя на прочность. При подготовке прошёл специализированное обучение по выживанию, проведению спасательных операций и обслуживанию техники в Арктике. Благодаря этому чувствую, что профессионально подрос, узнал много новой техники, – рассказал спасатель третьего класса Ненецкого арктического спасательного центра Ростислав Вотинов.

Для окружных спасателей это первый опыт работы в длительных экспедициях. До этого операция по спасению близ Каратайки составила четыре дня.

В состав экспедиции входят подразделения МЧС России, в том числе от отряда «Центроспас», центра «Лидер», учёные, специалисты вузов, Ненецкого и Воркутинского арктических комплексных аварийно-спасательных центров, арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра», региональные поисково-спасательные отряды, представители компаний-разработчиков.

 

Развить арктическую инфраструктуру

 

Александр Куренков лично испытал технические возможности шестиколёсного вездехода на шинах сверхнизкого давления и снегохода высокой проходимости на бездорожье в тундре. Так он добирался к месту тренировки спасателей по парашютному десантированию с борта ведомственного самолёта Ил-76.

– Тут много интересных образцов. Но мы обращаем внимание на возможности самой техники, на факторы, которые важны для оказания помощи. По этим факторам и будем потом осуществлять закупки, преференции будут отдаваться той технике, которая участвует в экспедиции, – сказал Куренков.

Сложнейшую задачу в условиях сильного ветра и неустойчивой погоды с высоты 300 метров выполнили 22 спасателя. Выполнен сброс пяти платформ с грузом – модулей средств жизнеобеспечения, ёмкостей с топливом и малогабаритной техники.

– Десантируется авианосная многоцелевая группа в количестве 22 человек и спасательное имущество: электромотоциклы, снегоход и лагерь жизнеобеспечения. Самолёт вылетел в НАО из Салехарда. Такие учения необходимы, чтобы уметь оказать помощь в труднодоступном районе. Отрабатываются приземление в определённое место, развёртывание лагеря жизнеобес­печения и готовность принять пострадавших, – рассказывает начальник воздушной службы центра «Лидер», полковник Игорь Кузаев.

МЧС полностью развернулось на арктическом направлении.

– Мы будем выполнять все поручения президента и правительства по созданию Арктических спасательных центров. Будет развита инфраструктура по обеспечению новых радиусов покрытия вертолётной техникой –
Ми-38 и Ми-8. Они уже закупаются, – подчеркнул Александр Куренков.

Министр подчеркнул, что важнейшей составляющей экспедиции являются социальные проекты. Запланированы встречи и уроки безопасности с местным населением, представителями коренных народов Севера, работниками нефтегазового сектора и жителями вахтовых посёлков.

– Достигнутые в результате экспедиции результаты обработает профессорско-преподавательский состав научных институтов. В дальнейшем это будет отражено в методичках, по которым станут работать спасатели, эксплуатирующие такую технику, – пояснил министр.

Юрий Бездудный, в свою очередь, отметил, что участие в таком событии для региона очень почётно – в состав экспедиции входят представители из Арктического комплексного аварийно-спасательного центра в Нарьян-Маре, который успешно выполняет все поставленные задачи в условиях сурового климата и вечной мерзлоты.

После официальных мероприятий колонна вышла на первый участок маршрута, протяжённость которого до места стоянки вахтового посёлка Харьягинский составит около 190 километров. Путь пройдёт по заснеженным грунтовой дороге, асфальтовому покрытию и железобетонным плитам. Конечная точка экспедиции – Салехард, где её будут ждать 7 апреля.

В ходе рабочей поездки Александр Куренков обсудил с Юрием Бездудным вопросы реагирования подразделений региона на сезонные риски.