Вы здесь

Дороге жизни – зелёный свет

Поехали! / Фото Екатерины Эстер

В НАО достроили дорогу Нарьян-Мар – Усинск

 

Торжественная церемония официального открытия дороги состоялась 28 марта. По видеоконференц-связи в ней участвовали вице-премьер Марат Хуснуллин, а на нулевом участке трассы о вводе объекта в эксплуатацию объявил губернатор НАО Юрий Бездудный.

97-й километр дороги Нарьян-Мар – Усинск. Мост через реку Шапкина. Лёгкий морозец, атмосфера торжества и волнения.

Историческое событие, что и говорить. 28 марта 2023 года, оснований употребить эту фразу было предостаточно. Да и как иначе, сами посудите – тридцать лет строили ту самую артерию жизни, и сейчас, при поддержке президента России, федерального правительства эпопея завершилась. И как-то даже до конца не верится... Сотрудники профильного департамента волнуются, настраивают телемост – через десять минут на связь выйдет вице-премьер Марат Хуснуллин и скажет важные слова:

– Это первый региональный дорожный объект этого года, всего запланировано 17, – отметил заместитель председателя правительства, имея в виду, что округ тут впереди планеты всей, точнее, всей России. Именно в НАО первыми ввели дорожный объект и, несмотря на суровые условия, сдали на восемь месяцев раньше срока. Тут вице-премьер добавил, что в стране стало на один долгострой меньше, а это одна из важнейших задач, поставленных президентом. Правительство ежегодно выделяет регионам дополнительные средства на ускорение темпов строительства и досрочного ввода дорог.

– Моя искренняя благодарность строителям за профессионализм, большое спасибо Минтрансу, Росавтодору за плодотворную совместную работу, губернатору Юрию Васильевичу Бездудному – за его принципиальную позицию, благодаря его постоянному давлению по поводу того, что дорогу надо достроить и выделить средства, несмотря ни на что, удалось построить этот объект, – продолжил Марат Хуснуллин.

Глава НАО, в свою очередь, напомнил, что строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск началось ещё в 1991 году, и без поддержки маленький заполярный регион никак бы не справился:

– Только благодаря поддержке нашего президента удалось построить дорогу, федеральное правительство выделило более 20 млрд рублей на строительство. Историческое событие для округа. Только что проехал на УАЗике – отличная дорога!

Торжественное перерезание ленточки означает, что стройка завершена, а с ней улажены и все бюрократические формальности. Открытие рабочего движения по дороге, напомним, состоялось ещё в декабре, при участии министра Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, но предстоит ещё много работы.

Как мы уже писали, в 2023 году в окружной бюджет заложены средства (более 150 млн рублей) на перекладку плит и укрепление обочин участка дороги в районе посёлка Харьягинский, выделены деньги на проектирование моста через Печору в районе села Усть-Уса. А сама дорога Нарьян-Мар – Усинск стала частью большого проекта – при поддержке федералов, о чём тоже сказал на открытии дороги Марат Хуснуллин, продолжат строительство трассы Нарьян-Мар – Усинск – Печора – Ухта – Сыктывкар.

– Мы заложили фундамент для всего, что будет строиться дальше, – рассуждает глава НАО. – Это не только дорога между двумя субъектами. В ближайшее время планируется строительство ЛЭП из Республики Коми, было бы сложно «тянуть» этот проект по тундре, когда есть дорога – всё куда проще.

Совместный проект ЛУКОЙЛа и Газпрома «Лаявожнефтегаз», по словам Юрия Бездудного, теперь будет реализован гораздо быстрее. Ну и, конечно, самое главное – у жителей округа появилась возможность без проблем выехать на Большую землю. Об этом сказал и депутат Госдумы Сергей Коткин, который тоже принял участие в открытии дороги по видеоконференц-связи:

– Сегодня мы стали свидетелями исторического события. В кратчайшие сроки, несмотря на санкции, мы ввели дорогу Нарьян-Мар – Усинск, значение которой трудно переоценить. Это и доставка стратегических грузов, и улучшение качества жизни наших северян, и повышение безопасности территории.

Собственно, о том, что НАО стал ещё ближе к Большой земле, говорили в тот день многие. Скромно в стороне стоит прораб «Техносферы» (компания, которая строила дорогу. – Прим. авт.) Владимир Багаев. Он работает на объекте с самого начала.

– Бывало, что в одну вахту до 500 человек доходило. Старались брать местных. Было тяжело, но в итоге завершили важнейший объект. Это большая радость для жителей округа. Я эту дорогу строил ещё со стороны Харьяги, по четвёртому этапу, – улыбается Владимир.

Так уж получилось, что мой собеседник строил, что называется, с двух сторон. Сам родом из Кировской области, окончил строительный техникум, работал в усинском ДРСУ, потом перешёл в «Техносферу». Всю жизнь в дорожном строительстве.

– Хотя в детстве мечтал стать космонавтом, – смеётся Владимир, кстати, заядлый автолюбитель. Объездил на машине всю Россию, а однажды даже рванул из Кирова во Владивосток. Спрашиваю у Владимира про усинскую дорогу. Ведь всей душой прикипел к ней – словно дитя вырастил и отпустил в большое плавание.

– Конечно, объект уже стал родным, много друзей приобрёл за время стройки, – говорит прораб, а на вопрос, куда теперь путь будете держать, каламбурит – куда партия позовёт.

Гендиректор подрядчика Артур Софян рассказал «НВ», что сложно было порой с логистикой, но строили, несмотря ни на что. Руководитель «Техносферы» показывает на мост через реку Шапкина – сложно шла работа по его реконструкции, полностью разбирали пролётные строения, часть конструкции заменили, что-то отремонтировали.

– Сегодня торжественное событие, мы все этого долго ждали. Это, наверное, один из самых сложных наших объектов, и первый такого рода – на Крайнем Севере, – говорит Софян.

Начальник РММ Нарьян-Мардорремстроя Александр Шабунин вспоминает, что раньше дорогу до Усинска и язык не поворачивался назвать таковой – одно направление, и не разъехаться.

– Помню, 20 часов до Харьяги ехали. Когда работал в геологии, у нас даже было так – МАЗы четырёхосные до Печоры и назад шли месяц. Мы даже забывали про них на какое-то время, – с юмором рассказывает ветеран окружного ДРСУ. Александр Дмитриевич родом из Задонска Липецкой области, но в округе живёт с 1974 года. Нередко отправляется на Большую землю на машине – то в Киров, то в другие города. Планы на лето – отправиться в родной Задонск.

…Тем временем настал час икс.

– Марат Шакирзянович, позвольте вас поблагодарить за поддержку арктических проектов, разрешите дать старт движению! – обращается глава НАО к вице-премьеру.

– Поехали!

Колонна грузовиков медленно сдвинулась с места. Что ж, начало положено.

 

Справка «НВ»

Дорога Нарьян-Мар – Усинск построена в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».