Вы здесь

Ценить достояние региона. И сохранить его

Смотреть на такую дружную работу любо-дорого / ФОТО ИГОРЯ ИБРАЕВА

Днями и ночами, в будни и праздники несут трудовую вахту эти люди, работая добросовестно, умело, честно.

Административные корпуса и производственные цеха, мастерские и гаражи, станки и прочие железные механизмы – ещё не предприятие, а лишь его так называемые основные фонды. Важное, но не главное. Предприятие – это, прежде всего, коллектив.

В роли флагмана флотилии автотехники, встреченной в Нарьян-Маре на проезжей части улицы имени 60-летия Октября, выступает грейдер. Но не из тех, которые сдвигают снег только вперёд и в стороны. Этот, наоборот, своим средним ножом смещает его к центру, формируя и оставляя за собой длинный ровный вал.

 

На дороге – мастера

 

Следом, в нескольких метрах, движется ведущий агрегат дорожного механизированного звена – СЛП-206МУ или, проще говоря, снегоуборочный лаповый погрузчик. Почему он так называется? Его загребущие металлические клешни с гидравлическим приводом поочерёдно направляют щедрые порции прямиком в жёлоб скребкового транспортёра. Рабочим остаётся лишь ближе пододвинуть лопатами то, до чего не дотянулись ухватистые лапы погрузчика.

По ленте транспортёра груды снега и сколотого льда перемещаются в кузова машин, поочерёдно подъезжающих на загрузку. Как выясняется чуть позже, в этой смене задействованы три самосвала. Смотреть на такую дружную работу любо-дорого: невозможно не отметить слаженность действий всех участников процесса, их полное взаимопонимание и мастерство управления техникой.

Позади, где прошла бригада, – ровное, точно свежевыглаженная парадная скатерть, дорожное полотно. Ни снежных комков, ни кусочков льда. Безупречное состояние, качественное выполнение задачи.

Да, в нашем ДРСУ (для земляков это название по-прежнему звучит привычнее, чем официальное «Нарьян-Мардорремстрой») трудятся настоящие профессионалы. В их числе – настолько классные специалисты, что равных им в нашем регионе очень мало, а то и вовсе не найти. Таких с распростёртыми объятиями встретят в любой преуспевающей компании, с готовностью посулив выгодные условия. И подобные предложения, кстати, делаются достаточно регулярно.

Кто-то (это лишь констатация фактов, без малейшего упрёка) их принимал. Но далеко, далеко не все, что и позволило даже в очень сложный и долгий период трудных испытаний, выпавших на долю ДРСУ, всё-таки сохранить костяк коллектива и должный уровень производственной дисциплины.

Почему же высококвалифицированные и опытные работники, будучи востребованными на рынке труда, остаются верными родному предприятию? Что их удерживает? Что придаёт силы и вселяет уверенность в прохождение, преодоление зоны турбулентности?

Узнаем от них самих.

 

Когда труд в радость

 

И для начала вернёмся на сахалинскую автодорогу (нас читают не только местные жители, поэтому поясним, что в данном случае Сахалин – это отнюдь не остров, а название одного из районов столицы НАО. – Прим. авт.).

В кабине за штурвалом вышеупомянутого СЛП-206МУ уверенно держит курс Дмитрий Васильевич Леонов, человек в нашем округе известный.

Одни знают его как главного опекуна здешнего всеобщего любимца, бурого медведя Миши (он, кстати, на днях пробудился после зимней спячки).

Другие преисполнились уважением к Дмитрию Васильевичу 6 августа 2019 года, когда он проявил смелость и смекалку на пожаре, спас пятилетнюю девочку из горящего жилого дома. Увидел из кабины автопогрузчика дым неподалёку и первым примчался на помощь. Не раздумывая шагнул в задымленный подъезд, нашёл испуганного и растерянного ребёнка.

А ещё Леонов своим ударным трудом внёс большой и неоспоримый вклад в успешное осуществление реконструкции участков улиц имени Ленина и Первомайской.

Вспомним, как это происходило.

…Самосвалы сгружали свежеприготовленную, горячую смесь в приёмную камеру асфальтоукладочной машины, откуда вязкая масса распределялась с помощью шнеков по ширине дороги, трамбовалась и выравнивалась специальными брусьями-вибраторами многотонного механизма.

Асфальтоукладчик оснащён лазерными датчиками, которые следят за всеми параметрами: подачей смеси в шнековую камеру, углом наклона плиты машины по горизонтали, толщиной слоя с учётом установленных характеристик. Технологии XXI века и приборная доска, будто в авиалайнере.

Именно Дмитрий Васильевич управлял этим современным агрегатом. Управлял мастерски, без видимого напряжения. Он из тех счастливых людей, что получают искреннее удовольствие и охотно улыбаются, если работа спорится, техника послушна и дело движется, как по маслу.

 

ПУТЬ К СЕБЕ

 

До прихода в ДРСУ семнадцать лет тому назад он был столяром. Хорошим столяром. Тысячи прочных и ладных окон и дверей изготовил, многие и поныне стоят в домах, надёжно сохраняя в них тепло.

Первые два дня в ДРСУ Дмитрий Леонов отработал персональным водителем тогдашнего директора, уважаемой и доб­рыми словами вспоминаемой Валентины Ивановны Мазур. В её бытность создавалась современная производственная база, построены были ремонтно-механические мастерские, котельная. И четыре жилых дома для работников. Малышей помогала в детские сады устраивать, трудно в те годы с этим было.

– На третий день взмолился: отпустите Христа ради, сил моих больше нет! Ведь как было? Она – в какой-нибудь департамент или комитет на совещание, а ты сидишь в машине у входа и ждёшь её три-четыре часа, ничегошеньки не делая, – вспоминает Леонов.

А кто-то посчитал бы, что вот, мол, повезло же человеку.

Валентина Ивановна от души посмеялась и отправила на курсы машинистов погрузчика. Выучился, получил старенькую машину, перебрал её чуть ли не до винтика, приведя в порядок, а вскорости освоил вообще все типы техники, которая в то время имелась и появлялась позже в ДРСУ.

 

МОМЕНТ ИСТИНЫ

 

А вот доплату за профессиональный универсализм, надбавку к зарплате Дмитрий Леонов стал получать лишь с недавних пор, точнее, после декабрьской встречи губернатора НАО Юрия Бездудного с коллективом государственного унитарного предприятия «Нарьян-Мардорремстрой».

Сам Леонов на той встрече не присутствовал, работал, но от коллег наслышан, что разговор состоялся прямой, откровенный, без умалчиваний и недомолвок.

Губернатор честно признал, что финансовое состояние предприятия продолжает оставаться крайне сложным, процедуру банкротства по указанию сверху или каким-нибудь волшебным способом, вдруг и сразу, прекратить нельзя.

Для изменения ситуации в лучшую сторону, подчеркнул глава региона, потребуется время и нужно будет усердно поработать – и коллективу, и команде самого губернатора, которая к возникновению существующих в ДРСУ проблем никоим образом не причастна, однако и оставаться в стороне не намерена.

Собственно говоря, серьёзная аналитическая работа была начата задолго до встречи, так что Юрий Бездудный шёл к коллективу, полностью владея всей необходимой информацией.

Предстоящие шаги по выправлению состояния предприятия, которые он назвал, понятны и резонны, других и быть не может: надо минимум вдвое увеличивать объёмы работ (технические возможности ДРСУ. позволяют это сделать), помимо содержания дорог возвращаться к их асфальтированию.

 

СКАЗАНО – СДЕЛАНО

 

Но, наверное, если бы только это прозвучало в ходе разговора губернатора с коллективом, не изменился бы настрой людей. А он изменился, причём кардинально. Это и Леонов признаёт, и другие собеседники из ДРСУ.

И всё потому, что было сказано Юрием Бездудным ещё кое-что, и слова эти потом с делом не разошлись. Напомним.

– Чтобы сохранить коллектив, чтобы вы точно знали, что у вас есть работа, нужно сделать следующее: до наступления 2023 года поднять зарплату. Это будет по-человечески, потому что её уже шесть лет никто не поднимал. Зарплата осталась на уровне 2016 года. У каждого есть семья, и чтобы её обеспечивать, люди не должны менять работу, – повысив голос, произнёс губернатор и весьма выразительно посмотрел на исполняющего обязанности директора «Нарьян-Мардорремстроя» Дениса Объедкова.

Декабрьская зарплата была выдана с повышением в среднем на тридцать процентов, у некоторых получилось даже более того.

Денис Петрович с поручением губернатора справился.

Кстати, отзывы о нынешнем руководителе предприятия хорошие, иных не слышал, хотя с людьми на эту тему мы беседовали на условиях анонимности, так что чересчур осторожничать им смысла не было.

Говорят, в производственных вопросах и специфике отрасли разбирается – в теме, что называется. За дело радеет, с дисциплиной в ладах (сказывается закалка кадрового офицера). Государственник и патриот, Россия и Отечество для него не просто слова.

Мы с Объедковым встречались несколько раз на различных совещаниях и производственных объектах. И по дороге до Харьяги и обратно вместе съездили, разговаривая по пути. Его широкий кругозор и твёрдые жизненные принципы вызвали уважение. Нет в нём лицемерия.

 

ЗНАКОВЫЕ РЕШЕНИЯ

 

Заместитель губернатора НАО Александр Дудоров, курирующий департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта, с момента назначения на этот высокий пост с темы ДРСУ каждый день начинает, ею и завершает, о чём знаю не понаслышке.

За последние несколько месяцев Александром Николаевичем перелопачен огромный объём работы, которая была особо не видна, но для решения проблем ДРСУ значила много.

Это переговоры с кредиторами предприятия – как правило, трудные, требующие и настойчивости, и дипломатичности в то же время.

Это изучение финансовой отчётности – сегодняшней и за прошлые годы, а также всей документации по заключавшимся контрактам.

И ещё одно, что для определения будущей судьбы ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой» являлось более, чем актуальным.

За день до очередной, 52-й сессии Собрания депутатов НАО (она состоялась 23 марта) была организована встреча парламентариев с руководством предприятия, где они получили в распоряжение все необходимые цифры и пояснения к ним, исчерпывающую информацию о планах по выходу из процедуры банкротства и перспективах ДРСУ. Принято решение о финансовой поддержке предприятия.

Было задано много вопросов. На них даны ответы.

По условиям мировых соглашений, достигнутых с основными кредиторами, ими предоставляется отсрочка по возврату долгов на четыре года.

 

С ВЕРОЙ В СВОИ СИЛЫ

 

Как отреагировали на принятое решение (позволительно назвать его судьбоносным) работники ДРСУ? Разумеется, позитивно и с пониманием того, что окружные власти не намерены оставлять предприятие наедине с угрозой банкротства.

Дан ясный сигнал: действия, способствующие активизации производственной деятельности и увеличению доходов, получат поддержку исполнительной и законодательной ветвей власти региона, в полной мере будет задействован административный ресурс.

Предприятию даётся не рыба, а удочка, чтобы эту рыбу наловить.

Получится?

– Уверена, что получится! – говорит Ольга Петровна Михеева, ведущий инженер производственно-технического отдела ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой».

Назвать её старейшей сотрудницей ДРСУ язык не поворачивается. Сложно поверить, что у так моложаво выглядящей Ольги Петровны с этим предприя­тием неразрывно связаны 43 года трудовой деятельности.

Если точнее, было всё-таки три дня, на которые она уходила из ДРСУ, и не куда-нибудь, а в нефтедобывающую компанию.

– Но я там сразу почувствовала себя, как говорится, не в своей тарелке, – откровенно признаётся Михеева. – Мысли постоянно крутились вокруг ДРСУ: как там дела, что происходит. Поняла, что надо возвращаться.

Других попыток поменять место работы Ольга Петровна не совершала.

На предприятие она пришла совсем девчонкой после учёбы в АЛТИ (Архангельский лесотехнический институт). Было это 2 августа, и назначили её помощником мастера.

Почему выбрала автодорожный факультет? Случайность?

– Нет. Я хотела, чтобы в моём родном Нарьян-Маре появились такие же дороги, как в больших городах. Хотела заниматься их строительством, правда.

Получилось. И не только в городе с её участием строились объекты. Она делала разбивку дороги из Нарьян-Мара в посёлок Красное, с первого колышка. Набегалась с теодолитом и нивелиром.

И желанную магистраль, по которой уже открыто рабочее движение, тоже начинали сооружать со сметами и расчётами, подготовленными Ольгой Петровной и её коллегами. Вот он, плод многолетних трудов – дорога, связавшая центр Ненецкого автономного округа с Большой землёй.

– ДРСУ с такими крупными и важными проектами справлялось. Неужели же не преодолеем нынешние невзгоды? Да не может такого быть! – сверкнула глазами из-под очков Михеева.

Ей веришь.