Вы здесь

На высоту 341,1 к деду Василию

Обелиск «Памяти олене-лыжных частей – защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», высота 341,1, Кольский полуостров / ФОТО МУРМАНСКОГО ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «ДОЛИНА»

Путешествие во времени к солдату великой Победы.

Много лет я занимаюсь поиском информации о погибшем на Карельском фронте двоюродном дедушке Василии Романовиче Дуркине. Этим летом в составе патриотической экспедиции мне удалось побывать на месте его гибели под Мурманском.

На высоте 341,1, где весной 1942 года во время Мурманской наступательной операции погибли 15 тысяч советских солдат, участники межрегиональной мемориальной экспедиции установили памятный обелиск. Надпись на обелиске гласит: «Памяти олене-лыжных частей – защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».

На высоту, которая находится на горе Пак, поднялись земляки и родственники павших бойцов из Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого округа и Республики Карелия. В их числе была и я.

 

От завода до фронта

 

Со школьных лет меня интересовала история моего рода. Я участвовала в Аввакумовских чтениях, вела исследовательскую работу, просиживала в архивах, копалась в документах, расспрашивала родственников. Вот что мне поведал мой дедушка Пётр Романович Дуркин о своём брате Василии.

В семье Дуркиных из Тельвиски было четверо братьев. Василий родился вторым, в 1919 году. В 30-е годы прошлого века главу семьи, Романа Ивановича Дуркина, репрессировали, а оставшихся родственников обязали регулярно сдавать в пользу государства молоко, мясо, масло.

Василию было 15, когда его выгнали из школы как сына врага народа. Прибавив год, подросток устроился на кирпичный завод в Ёкуше. Хорошим был сыном, очень жалел мать, помогал как мог. Трудился отлично, получал почётные грамоты, премии. В семье до сих пор хранится тарелка, которой его премировали на Октябрьские праздники. А ещё способный парень выступал на концертах, играл на гармони, балалайке, пел, его приглашали по гостьбам.

В 1940 году Василий с завода перешёл в рыболовецкий колхоз имени Кирова. Летом работал на сенокосе, зимой возил сено. Затем его отправили в Мурманск на курсы мотористов на катере. Уехал холостой – вернулся с молодой женой Таисьей.

Работал в рыбаксоюзе, ходил на катере, возил начальство. Собирался переезжать в город, где обещали дать квартиру. Хотел мать Анисью Ильиничну и младших братьев забрать с собой. Вой­на перечеркнула все планы. Василия и его старшего брата Николая призвали осенью 1941 года прямо с путины. Много народу забрали оттуда, только бригадиры получили бронь.

Служил боец Дуркин в 6-й олене-лыжной бригаде 14-й армии Карельского фронта. Погиб 29 апреля 1942 года во время Мурманской наступательной операции на высоте 341,1 у реки Большая Западная Лица.

 

По следам земляков-фронтовиков

 

В поисках новой информации о боевом пути деда летом 2022 года я обратилась к известному поисковику Марине Ледковой. Марина Игоревна работает в школе посёлка Красное, руководит военно-патриотическим клубом «Поиск» и музеем воинской славы «Память».

Удивительно, когда мы созванивались, она как раз была в поисковой экспедиции в Мурманске! По возвращении всё мне рассказала и прислала фотографии с высоты 341,1 и Долины Славы, где увековечено имя нашего родственника.

20 ноября того же года, в день оленетранспортных батальонов, мы с детьми пришли к памятнику бойцам Оленной армии в Нарьян-Маре с портретом Василия Романовича. Хоть мы его никогда не видели вживую, только на фото, но хотели, чтобы он знал – о нём помнят, он не забыт.

Как будто сама судьба меня вела. Вскоре я вступила в ВПК «Поиск», а в июле 2023 года вместе с членами клуба отправилась в Мурманск в составе межрегиональной мемориальной экспедиции, посвящённой памяти олене-лыжных и оленетранспортных частей – защитников Заполярья.

Я впервые побывала в Мурманске, впервые ночевала в палатке. Во время пребывания в тундре поисковики очень многое рассказывали и показывали. Мы шли по дороге, которую строили немцы и военнопленные, заходили на место немецкого госпиталя, где сейчас руины. Своими глазами я увидела выбитую на гранитной стене Долины Славы фамилию и инициалы «рядовой Дуркин В.Р.».

И самое главное, я поднялась на гору Пак и смогла поклониться дедушке и его однополчанам – всем, павшим за высоту 341,1, а значит, за Родину. До сих пор не могу осознать, что у меня это получилось.

Было много «но» перед поездкой. Предупреждали, что путь будет долгим и опасным, ведь кругом скалы, сопки, топь. На самой высоте у меня временами на лице была улыбка, дескать, дорогой родственник, я тут, мы тебя помним и гордимся. А когда спускались, были думы: «Ты-то не смог спуститься и вернуться живым в отчий дом!» Слёзы на глазах быстро высыхали от сильного ветра.

Всё время пути и подъёма на вершину думала: «Вот я сейчас налегке иду, и это далеко не просто, а солдаты в то время на лыжах, с обмундированием, оружием, провизией, под прицельным огнём противника в холод поднимались! Это просто герои, самые настоящие герои!»

Вместе с нами в экспедиции была Галина Безумова – дочь Нестера Ивановича Безумова – единственного оставшегося в живых из четырёх братьев Безу­мовых, что ушли на фронт из села Великовисочного. У подножия высоты 341,1 установлен памятный камень от благодарных жителей Ненецкого округа землякам, погибшим 29 апреля 1942 года, с портретами Варфоломея Ивановича и Никандра Ивановича Безумовых.

Новый обелиск мы установили непосредственно на вершине. Теперь и сверху, и снизу историческая высота отмечена руко­творной памятью потомков героев Великой Отечественной войны.

Огромная признательность мурманским поисковикам, людям с огромным сердцем. Они помогают «вернуться» погибшим воинам, делают это не на показ, а по зову души. Отдельное спасибо клубу «Поиск» и лично Марине Ледковой за помощь и поддержку.

Жаль, что я не успела изготовить керамическую фотокарточку дедушки для установки на месте его гибели, но точно уверена, что сделаю это на следующий год.