Стадо, которое охранял Александр Кириллович Бобриков 40 лет, теперь держат его дети, ученики
Мы ведём с ветераном неспешный разговор во время празднования Дня оленя. Настроение бодрое, после небольшого отдыха он снова оказался в родном стойбище.
– Я всю жизнь в Канинской тундре, здесь родился, здесь и пригодился. Мне 67 лет исполнится 23 октября. Живём, трудимся. Работу знаем, землю свою любим, оленей, – рассказывает Александр Кириллович. – Дети выросли и работают все. Что ещё надо? Только сейчас пастухов стало мало, да и количество бригад сократилось до трёх. Дочери у меня замуж вышли за оленеводов, кочуют семьями. Может быть, пора мне уже отдыхать, но в деревне для меня скучно, поэтому спешу в свою бригаду. Здесь я нужнее. Душа всегда просится в тундру, на просторы.
Для Александра Кирилловича, как и для многих ветеранов СПК «Восход», этот год знаменателен по-особому. Ровно 90 лет назад здесь, в Канинской тундре, было образовано их хозяйство. А золотой его век приходился на 60–80-е годы, когда колхозом «Россия» руководил орденоносец, ветеран войны Георгий Васильевич Филиппов.
Секреты пастуха-оленевода будущему председателю открыл его отец. Сын родился в тундре, до войны подростком пас оленей, а в 16 лет стал бригадиром оленеводческой бригады.
Как свидетельствуют сельчане, за 30 лет своего руководства, Филиппов сумел создать на базе некогда отсталого колхоза высокорентабельное хозяйство, которое приносило более миллиона рублей чистой прибыли ежегодно.
Кроме оленеводства, было развито животноводство, занимались заготовкой леса, вели строительные работы. Рыбаки добывали тонны наваги, корюшки. «Россия» строила на собственные средства дома для оленеводов, учреждения соцкультбыта. Практически каждая семья имела в своём хозяйстве технику – бураны, мотоциклы.
Почему раньше было такое отношение к людям? Мне кажется, причина в том, что поколение победителей отличало огромное чувство патриотизма, ответственности и долга. Пройдя через серьёзные испытания, они сохраняли такую теплоту души, что окружающие, которые рядом работали, чувствовали себя хорошо и комфортно. Руководители самых высоких рангов видели перед собой в первую очередь человека.
Кстати, Георгий Филиппов был из тех руководителей, кто не спешил переводить своих оленеводов на оседлый образ жизни, с большим сомнением отнёсся к сменному выпасу. Как настоящий оленевод он понимал, что эти нововведения таят в себе разрушение семьи.
Чиновники думали: люди будут жить как все, пользуясь благами цивилизации. Их дети смогут получать образование и так далее. Да и сама отрасль сможет стать рентабельной. А получился обратный результат. Те, кто рождаются и живут в посёлках, на базах – теряют умение жить в тундре.
Пока мы беседовали с Александром Бобриковым, оленеводы приступили к главным состязаниям – гонкам на оленьих упряжках. Напомню, праздник в СПК «Восход» в этом году проводили в районе священной сопки Минсей, у оленеводов бригады № 3. В ней трудятся три семьи – Канюковы, Нюровы, Бобриковы.
Сами гонки проходили в стороне от стойбища – в районе длинного озера. Мужчины и женщины участвовали в отдельных номинациях. Здесь уже была размечена дистанция, по которой скоро помчатся оленьи упряжки. Готовятся к старту: ещё раз придирчиво осматривают нарты, хореи, упряжь.
Звучит команда: На старт! Олени сорвались с места. Одна упряжка, вторая, третья… Азарт охватывает болельщиков: Давай, давай! Гонщики далеко, их лиц не видно. Но можно представить огорчение участника соревнования, которого постигла неудача, или радость другого – от приближения победы.
Кажется, что олени сопереживают своим хозяевам. Давно уже замечена некая связь между ними, недаром оленеводы знают каждую важенку и быка «в лицо».
Закончились гонки. Первое место, как и предполагали, занял Алексей Изосимович Шубин, гость из общины «Канин». Среди женщин лидировала студентка Архангельского педколледжа Валентина Канюкова.
– Приехал я сюда из общины «Канин», – рассказывает победитель гонки Алексей Шубин. – Путь, конечно, неблизкий преодолели, но хотелось увидеть праздник, поучаствовать в соревнованиях, да и невест присмотреть. Мне 37 лет, а пока холост, – улыбается Алексей. –
Семья у нас большая, 11 детей было у родителей. Все выросли, работают, живут в разных местах. Кто в деревне, кто в тундре. Есть, кому продолжить дело отца. Он меня и учил премудростям, затем – брат Василий… Пока хозяйки нет, помогает сестра, Ульяна. Готовит, обшивает, в порядке содержит наше жилище. А в деревне делать нечего, работы нет. Оттуда тянет всегда в тундру, душа просится. Здесь красота, свобода, просторы бескрайние.
…Праздник в стойбище продолжается. Мужчины ловко метают тынзей, азартно прыгают через нарты. А женщины в это время соревнуются в броске предмета на дальность.
Участники состязаний радуются и досадуют, горячатся и гордятся победой…
Николаю Нюрову в этот раз не повезло в праздничных состязаниях. Но он не унывает.
– Есть время на подготовку – и победа на следующий год точно будет у меня. Вообще я везучий человек. Приехал однажды сюда, влюбился и женился. Нашей семье 15 лет, подрастают четверо детей – три дочери и сын. Дети учатся в Оме, в школе-интернате. А иначе и нельзя, учиться в наше время нужно обязательно. Все каникулы проводим вместе. Им нравится здесь, хорошие помощники. Дети должны знать тундровую жизнь, видеть наш труд. И мы имеем возможность передавать им навыки ведения хозяйства. Станет ли мой сын оленеводом? Эти мысли всё чаще посещают меня. А ведь многое зависит и от нас, родителей.
Устраивая свою жизнь, всегда в первую очередь думай и поступай так, чтобы было хорошо и удобно твоим оленям. Будут олени тогда и жизнь оленевода будет успешной, и семьи будут жить хорошо, – сказал на прощание глава большой семьи Нюровых.
Оленеводы любят и умеют рассказывать, делиться профессиональным опытом. И именно сейчас очень важно сохранить их знания и передать будущим поколениям.
Эти мысли неотступно следуют за мной. Будто ощущаю тепло очага, огонь в котором так искусно поддерживали все эти дни Николай Кириллович Бобриков и его молодые оленеводы. И в то же время они ни на минуту не теряли нить нашей долгой беседы.
…Всему приходит конец. И долгожданный праздник тоже завершился. Видимо, наш Нум постарался, специально подарил для его проведения довольно тёплую погоду и ясное солнце. Правда, в конце дня наслал дождь и сильный ветер.
Улетая в Нарьян-Мар, я ловила себя на мысли, что ещё вернусь сюда. Здесь, в тундре, всё просто, откровенно и честно. Люди не стремятся кем-то казаться. Они есть и будут, уверенные в своей жизни, нужности своего труда. Нужности жизни, как и сам праздник, День оленя. Праздник по имени Жизнь.