Вы здесь

Есть у моря на Печоре город очень небольшой...

Первое выступление ансамбля. Солист Александр Комлев / Фото из фондов Окружного краеведческого музея

Нарьян-Мар готовится к 85-летию. Мероприятия, посвящённые этой дате, будут проводиться дважды.

Сначала торжества пройдут в марте, а затем уж, как все мы привыкли, в сентябре – в одно время с Днём газовой и нефтяной промышленности.

Конечно, осенью удобнее, но в марте – правильнее, так считают многие нарьянмарцы. И я с ними согласна, потому что первый весенний месяц является временем рождения нашего заполярного города. 

Именно 10 марта 1935 года столица НАО стала официально считаться городом, а не рабочим посёлком. В тексте постановления ВЦИК сказано: «В связи со значительным увеличением населения, а также ростом культурных и промышленных учреждений преобразовать рабочий посёлок Нарьян-Мар в город Нарьян-Мар». Сюда включили Лесозавод, «Комилес», Белощелье, Калюш. Качгорт (Носово), Городецкий (Кармановка) и деревню Екушу.

Сколько печорской воды утекло с тех пор, сколько поколений сменилось! Наш город продолжает жить, расти и не теряет своих узнаваемых очертаний. На смену деревянным домам и улицам пришёл камень, асфальт и бетон. К профессиям оленеводов и рыбаков прибавились и другие. А в песнях нового времени уже поётся совсем о других героях: «Славный город Нарьян-Мар начинает новый старт, славный город Нарьян-Мар никогда не будет стар...»

 

Пою тебя, мой Нарьян-Мар

 

Но многие жители России, да и представители дальнего и ближнего зарубежья, нашу столицу знают и помнят совсем по другим строчкам.

Например, по словам: «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар» про городок «не велик и не мал». Песня о рыбаках и оленеводах, действительно, принесла ему всесоюзную известность. И исполняли её, как местные солисты, так и заслуженные артисты РФ: Екатерина Шаврина и Кола Бельды.

Автором музыки гимна северной столицы стал профессио­нальный композитор Григорий Пономаренко. Трудно представить, конечно, чтобы виды нашего города 60-х годов вдохновили его на создание произведения, прославившего его на многие десятилетия. А вот стихи молодой и очень талантливой поэтессы Инны Кашежевой – вдохновили на все 100%. Они вместе создали визитную карточку – песню «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар».

Есть в списках музыкальных тяжеловесов имена ещё двух авторов: поэта Николая Журавлёва и композитора Сергея Чернобая, подаривших нам произведение «Город-Ясавэй». Музыкальные позывные и текст этой песни на русском и ненецком языках нарьянмарцы слышали не раз: 

«Радио московское поёт на своей Арктической волне,

Уплывает в небо самолёт, белой птицей тает в вышине.

Дальняя Москва недалека,

До неё сейчас подать рукой.

Заполярный город на века кровный брат столицы трудовой» 

 

Автор нарьян-марских хитов

 

Но два известнейших мэтра музыкального олимпа создали только по одной песне о нашем городе (хотя, честно признаться, его в 60-е ещё и городом-то можно было назвать с большой натяжкой). А вот Александр Комлев – человек, имя которого сегодня незаслуженно забыто, за короткий отрезок времени создал сразу четыре прекрасные и до сих пор очень любимые горожанами песни.

Помните строчки: «Снова ночь, снова ночь опустилась на город...» – это его проникновенный «Вальс о Нарьян-Маре». Знают старожилы и композицию «Опоздала ну и что же, опоздала ну и пусть» – «Заполярная весна». Ещё, без преувеличения, хиты 60-х: «Пусть в Нарьян-Маре не цветут каштаны...», «Деревянные дома, деревянный тротуар...».

Эти все комлевские песни (он не только автор музыки, но и слов) до сих пор служат для нас символом безграничной любви к заполярной тундре, нашему небольшому городу и его людям, несмотря на то, что написаны почти 60 лет назад.

Они сразу очаровали нарьянмарцев своей искренностью и душевностью, как-то очень естественно и гармонично вошли в суровую жизнь северного человека, наполнив её нежными музыкальными аккордами. Это был период хрущёвской оттепели. Говорят, именно в это время в СССР появились первые песни о северных городах, большую популярность стали приобретать музыкальные произведения о геологах и бардовские песни. Дух открытий и романтики витал над нами.

Страна вышла на новую жизненную волну, самое страшное десятилетие послевоенной разрухи осталось позади. Впереди – надежды на мир и счастье. И песни Александра Комлева, который не являлся профессиональным композитором и поэтом, а был просто сержантом воинской части, базировавшейся в районе аэродрома Нарьян-Мара, очень гармонично вписались в будни, а затем и в историю Заполярья. 

О том, что это был, действительно, очень талантливый человек ещё в 2011-м подтвердили мои собеседники: Галина Зиненкова, Георгий Попов, Эдуард Шальков. 

Мы по крупицам восстановим ту часть его биографии, которая была связана с нашим округом. Итак...

 

Этот город сердцу дорог

 

Песня, строчку из которой вы только что прочитали, очень часто звучала и звучит по окружному радио в исполнении Галины Зиненковой и Леонида Лисянского.

Произведение Александра Комлева про деревянные дома и тротуа­ры любят и поют. Правда, мало кто из слушателей знает сегодня не только имя автора шлягера, но и тех, кто его исполняет.

Я спросила у Галины Ивановны, что она может рассказать читателям об Александре Комлеве, видела ли она этого человека и какое он на неё произвёл впечатление.

– Александра Комлева я впервые увидела в 1968 году на фестивале песни в Нарьян-Маре. В то время я работала в Виске, и мы с музыкальным коллективом приехали в город. Собралось много гостей и артистов из окружных сёл, – делится Галина Ивановна. Тогда на сцене ДК впервые выступал ансамбль воинской части: ударник, саксофонист, бас-гитарист и солист. Солистом и автором песен был Александр Комлев. Когда молодой солдат вышел и запел, что тут началось! Помню, зал просто застыл в немом восторге. Песни звучали так красиво и необычно, казалось, все мы, сидевшие на концерте, затаили дыхание и впитывали каждую строчку. Нас переполняла гордость за наш, оказывается, такой необыкновенный Нарьян-Мар. Люди крутили головами, смотрели друг на друга широко открытыми глазами, как будто спрашивали: «Что это? Откуда? Неужели это о нашем городе написано?».

А когда они закончили исполнять «Деревянные дома» и «Вальс о Нарьян-Маре», зал просто взорвался аплодисментами. Наверное, если бы у нас были букеты, то мы просто забросали бы их. В общем, впечатление было ни с чем не сравнимое.

Как-то после концерта в фойе ДК состоялись танцы, военные тоже пришли вместе с Александром Комлевым. Видели бы вы, какой популярностью он пользовался у наших дам. Ему просто не давали стоять на месте. Это был его настоящий звёздный час. Казалось, здесь было положено начало его восхождению на музыкальный олимп.

Потом были ещё конкурсы, концерты и фестивали, новые песни, успех и любовь нарьянмарцев… И всё же то первое выступление солдатского квартета под руководством Александра Комлева многие наши земляки до сих пор вспоминают с восторгом и благодарностью.

Я не знаю, к сожалению, как сложилась его дальнейшая судьба, продолжил ли он писать песни, куда уехал с Севера? После демобилизации след Александра Комлева потерялся на просторах бескрайнего Советского Союза, в Нарьян-Маре остались лишь его прекрасные песни о Севере, весне, молодости и удивительном юном городе, в котором не цветут каштаны и не шумят сады...

 

Уплывает в небо самолёт, белой птицей тает в вышине...

 

Георгий Иванович Попов – ветеран авиапредприятия, первый и единственный исполнитель песни «Город-ясавэй» (пел её на ненецком и русском языках), тоже хорошо помнит Александра Комлева.

Они в 60-е не только пересекались на концертах и окружных музыкальных фестивалях, но и встречались по работе. Георгий Иванович работал тогда на том же участке, где располагалась воинская часть, в которой служил Александр. В те годы в Нарьян-
Маре было два аэродрома: старый, где сейчас находится коттеджный посёлок с одноимённым названием, и новый – военный. Последний охраняла и обслуживала воинская часть, в которой проходила сначала срочная, а потом и сверхсрочная служба сержанта Комлева. Военные тогда не просто охраняли объект, но и помогали обустраивать взлётные полосы аэродрома.

Георгий Иванович рассказал мне, что специального музыкального образования у Александра не было, этакий самородок с абсолютным музыкальным слухом. Южанин, то ли из Краснодарского края, то ли со Ставрополья. Туда он и уехал после службы.

– Я помню, как его после демобилизации провожали на аэродроме. В то время пассажиры сами шли к самолётам, разрешалось провожать своих близких прямо до трапа воздушного лайнера. Время было такое, люди-то друг-другу доверяли, – вспоминает Георгий Попов.

Зря говорят, что люди в советское время не умели выражать своих эмоций – были сдержанные и зажатые системой. Ещё как умели! Домой, на Большую землю, Александра Комлева провожала не только его музыкальная группа, но и толпа поклонников и фанатов, все они собрались у самолёта. Группа настроила инструменты, и на прощанье он исполнил для нарьянмарцев все свои хиты.

Это была очень трогательная сцена, а сам певец, композитор и поэт запомнился и полюбился жителям заполярной столицы как очень добрый и душевный парень. Это подчёркивали все, кто с ним хотя бы раз по жизни пересекался. Александр Комлев располагал к себе сразу и навсегда.

 

И в снежную тундру ветер песню унёс...

 

Хорошо помнит Александра Комлева и наш земляк, ветеран округа Эдуард Николаевич Шальков. Жизнь не раз сводила его и супругу Галину Ивановну (первую исполнительницу песни «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар») с Александром. Они неоднократно выступали вместе на концертах, а после демобилизации Александра Комлева даже переписывались с ним какое-то время.

– Человек он был общительный и обаятельный. Я дважды пересекался с ним во время празднования Дня оленя в конце 60-х. Это было наше первое знакомство. Солдаты тогда приезжали с выступлением к оленеводам в колхоз «Харп» вместе с командиром части, полковником Спесивцевым, – говорит Эдуард Николаевич.

– Программу, как всегда, выдали на бис, пели про тундру и Север, любовь и Нарьян-Мар. Голоса у всех хорошие, инструменты – самые популярные для того времени: саксофон, ударники и гитары. Очень они оленеводам понравились. Сейчас ведь такого нет, чтобы представители Российской армии ездили с шефскими концертами в гости на предприятия или в оленеводческие стойбища.

Эдуард Николаевич вспомнил, что Александр Комлев демобилизовался в конце 60-х, тогда был снят с должности командир части Спесивцев. Его лишили звания только за то, что проложил бетонку в сторону
Нарьян-Мара, для того чтобы облегчить проезд машин на взлётную полосу аэродрома.

– Жалко, очень жалко человека, – сказал Эдуард Николаевич, – пострадал-то за доброе дело!

После этих событий демобилизовалась и вся комлевская поющая бригада. Разъехались кто куда.

Говорят, что несколько лет назад, накануне одного из юбилеев Нарьян-Мара, специалисты городского ДК пытались найти Александра Комлева, писали письма по известным ранее адресам, но ответа так и не получили. 

Я дважды пыталась связаться с поисковиками программы «Жди меня», но уже почти 20 лет безответно.

Где сейчас живёт автор самых любимых лирических песен о Нарьян-Маре (и жив ли он вообще), нам так и не удалось узнать. А так хотелось, чтобы на 85-летнем юбилее столицы округа присутствовал удивительный человек, создавший для жителей Заполярья хиты, которые мы помним и поём до сих пор. Его песни звучат в кругу друзей, за праздничным столом, на любых торжествах и праздниках. Это, бесспорно, является высшей оценкой творчества народного композитора и поэта Александра Комлева.