Вы здесь

Зимник под контролем

Все в нашем округе – и население, и региональные власти – прекрасно осведомлены о том, что примерно с конца декабря и до начала весны самой востребованной, связующей с Большой землей нитью, является зимник.

Конец января 2016-го вновь ознаменовался мучениями людей, желающих приехать в Нарьян-Мар на легковом автомобильном транспорте или привезти продовольствие и промтовары для жителей НАО на грузовиках. По словам очевидцев, ситуация на зимней, с позволения сказать, трассе напоминает сегодня состояние такой дороги, когда зимником попросту никто не занимался и денег на нее из окружной казны не выделялось. Только вот те времена давно прошли, теперь на содержание зимника выделяется финансирование, назначаются ответственные.

И тем не менее, как только погода портится – по зимнику уже не проехать. Об этом свидетельствуют люди, которых еще недавно эвакуировали с Харьяги в Нарьян-Мар на вездеходной технике. Они вынуждены были оставить свой личный транспорт на Харьягинском посту без ответственной охраны...

Сигналы о проблемах на зимнике поступают не только в СМИ, с просьбой навести порядок на дороге люди вынуждены обращаться в региональные и федеральные структуры органов власти, поскольку конструктивных и действенных мер подрядчик, вероятно, принять самостоятельно не может.

Буквально во вторник в прокуратуре округа состоялось экстренное совещание с участием всех заинтересованных и ответственных структур, чтобы обеспечить в ближайшее время беспрепятственный проезд по зимнику и наладить его работу в обычном режиме.

Как выяснилось, за нынешний зимник отвечают ГУП «Нарьян-Мардорремстрой» и ООО «Транзит». Предприниматели осуществляют обслуживание дороги на основании договора о безвозмездном оказании услуг с дирекцией транспорта НАО. Контролировать их деятельность призван департамент строительства и ЖКХ НАО. Казалось бы, есть и исполнители, и контролеры, – только вот проезда нет!

По словам представителей департамента строительства и ЖКХ НАО, сегодня ситуация находится под контролем, проблемы людей решаются в оперативном порядке и больших претензий к подрядчику у них нет. Главная их задача – быстрее организовать движение по зимнику для всех видов транспорта. И, как они уверяют, все зависит от погоды.

Конечно, легче всего не искать трудных путей решения проблемы, а самоустраниться и ждать ее величества – хорошей погоды. А тем временем водители грузовиков живут в кабинах своих автомобилей, хотя для некоторых из них каждый день на вес золота: у продуктов, которые они везут, есть сроки реализации.

Ссылаясь на климатические условия и подрядчики, и контролеры явно забыли или не знают, что такая позиция нарушает право жителей округа на беспрепятственную возможность проезда по единственному наземному пути сообщения с Большой землей. Более того, сложившаяся ситуация, как подчеркнул на встрече главный федеральный инспектор по НАО Степан Бобрецов, ведет к неисполнению федерального законодательства об обеспечении транспортной доступности региона.

С погодой все вроде бы понятно, начались метели – надо чистить. Только вот техники используется на трассе ничтожно мало, да и та работает не круглосуточно, а то и попросту простаивает. Надо сказать, что в рамках договора о безвозмездном оказании услуг существует регламент, согласно которому подрядчик – ООО «Транзит» – должен выполнять работы по содержанию зимника. В документе прописаны условия и виды работ, а вот подбирать всю технику для исполнения обязательств подрядчик может по своему усмотрению. Также регламент предусматривает закрытие зимника при повышении температуры до минус 7 градусов.

Что касается чистки дороги, то после окончания метелей в течение 24 часов «Транзит» должен привести зимник протяженностью 90 километров в порядок. Вопрос в другом: как контролировать весь этот процесс и какая служба конкретно должна принимать решение о закрытии зимника? Как выяснилось, в положениях документа, регламентирующего работу подрядчика, эти моменты не урегулированы.

По словам директора ООО «Транзит» Владимира Волкова, отвечающего за содержание зимника, техники для его расчистки у них хватает, а вот выделенных денег – 63 миллионов рублей – явно недостаточно, чтобы своевременно расчищать снежные заносы на дороге. Так что, поясняет он, приходится экономить...

– Сегодня условия закрытия зимника и схемы контроля за его содержанием необходимо сделать прозрачными и понятными всем, – считает заместитель прокурора НАО Александр Попелюх, – ведь закрывают дорогу прежде всего для того, чтобы обеспечить безопасность населения от каких-либо чрезвычайных ситуаций, а не создавать проблемы владельцам транспортных средств за их же деньги.

Неясностей по функционированию зимника остается еще очень много, поэтому разбираться сейчас в них предстоит не только тем, кто его обслуживает, но и органам, контролирующим весь этот процесс.