Вы здесь

Комиссия по социальной политике: что сделано

Заместитель председателя окружного Собрания Татьяна Николаевна Бадьян возглавляет комиссию по социальной политике регионального парламента. Она рассказала нашему корреспонденту об итогах работы комиссии за минувший год.

– Татьяна Николаевна, какие вопросы обычно рассматриваются на комиссии, которую вы возглавляете?

– К компетенции комиссии по социальной политике Собрания депутатов НАО относится рассмотрение проектов окружных законов по вопросам государственной политики в сфере здравоохранения, образования, развития культуры, организации библиотечного обслуживания населения, поддержки учреждений культуры и искусства, молодежной политики и патриотического воспитания, развития физической культуры и спорта, туризма и туристической деятельности.

Можно сказать, что деятельность комиссии по социальной политике охватывает вопросы практически всех слоев населения. При этом особое внимание уделяется вопросам социальной защиты детей, детей-сирот, многодетных и приемных семей, инвалидов и детей-инвалидов, пожилых граждан и других наиболее незащищенных категорий граждан нашего округа.

В 2015 году состоялось 25 заседаний постоянной комиссии по социальной политике, было рассмотрено 35 проектов законов округа. Основными критериями мер социальной поддержки в округе являются адресность и нуждаемость. Помогать надо тем, кто в поддержке действительно нуждается. Переход к принципам адресности и нуждаемости позволяет расходовать средства окружного бюджета более эффективно и справедливо.

– Какие изменения в окружном законодательстве произошли в 2015 году в рамках социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья?

– Хочу отметить, что все изменения прошли общественные обсуждения. Мнения общественности были учтены при принятии окончательного решения. По просьбе Ненецкого отделения Всероссийского общества инвалидов расширена категория получателей ежемесячной компенсационной выплаты на содержание детей в размере 10 тысяч рублей. Право на получение данной выплаты появилось и у семей, в которых только один из двух родителей является инвалидом, при условии, если среднедушевой доход семьи не превышает двукратной величины прожиточного минимума.

Для инвалидов, получающих пенсию по инвалидности и проживающих в округе не менее 20 лет, а также для детей-инвалидов, независимо от срока проживания на территории округа, с 1 марта 2015 года увеличен размер ежемесячной компенсационной выплаты с 2 604 рублей до 3 100 рублей.

Изменения коснулись граждан, сопровождающих инвалидов I группы к месту отдыха и обратно. Им установлено право на оплачиваемый проезд за счет средств окружного бюджета. Причем депутаты окружного Собрания не поддержали предложение о введении ограничения по уровню доходов инвалида.

Изменились также условия бесплатного проезда в общественном автомобильном транспорте. В Собрание депутатов округа поступали предложения Ненецкой окружной организации «Всероссийского общества инвалидов», Ненецкого отделения «Всероссийского общества слепых», общественной организации «Всероссийского женского Союза – Надежда России». Поступившие предложения были учтены при принятии решения.

С 1 января 2016 года право бесплатного проезда на городских и межмуниципальных автобусах имеют жители округа старше 70 лет, инвалиды I, II и III групп, лица, сопровождающие детей-инвалидов и инвалидов I группы, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также все дети и учащиеся округа до 23-х лет, среднедушевой доход семьи которых не превышает однократной величины прожиточного минимума, установленного в регионе.

Также в текущем году на заседаниях комиссии по социальной политике планируется рассмотреть вопросы социальной защиты инвалидов в рамках реализации подпрограммы «Доступная среда НАО на 2015–2016 годы».

– Какие изменения в законодательстве предусмотрены в отношении граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ненецкого автономного округа»?

– Условия присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда НАО» изменились. Мужчинам необходимо иметь стаж работы 40 лет, женщинам – 35 лет. В случае, если они имеют награды и почетные звания разных уровней, стаж работы для мужчин составляет 35 лет, для женщин – 30 лет.

Понижен стаж работы для проработавших в НАО оленеводов, чумработников, рыбаков, охотников-промысловиков. Чтобы получить звание «Ветеран труда НАО» мужчинам вышеперечисленной категории необходимо проработать в округе 35 лет, женщинам – 30 лет.

Кроме того, введено условие, что лицам, уволенным за виновные действия в соответствии с трудовым законодательством, а также лицам, имеющим или имевшим судимость за тяжкое (особо тяжкое) преступление, звание «Ветеран труда НАО» не присваивается.

На период с сентября по декабрь 2015 года включительно и на первое полугодие 2016 года для данной категории граждан установлена бесплатная подписка на газету «Выбор НАО» (как и на газету «Няръяна вындер») за счет средств окружного бюджета.

С 10 тысяч рублей до 5 тысяч рублей уменьшен размер ежегодной социальной помощи ветеранам труда и ветеранам труда НАО, выплачиваемой ко Дню образования НАО. В то же время, увеличена единовременная компенсационная выплата пожилым гражданам, возраст которых 70 лет и старше ко Дню пожилого человека – с 10 тысяч руб-лей до 16 тысяч рублей. Для граждан высокого возраста до 70 лет эта выплата составляет 10 тысяч рублей.

– Какие изменения в законодательстве в минувшем году произошли в области социальной поддержки ветеранов и участников Великой Отечественной войны, их супругов?

– Для всех супругов умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а не только для тех, чьи супруги умерли в период с 1 мая 2005 года по 1 мая 2006 года, установлено право на получение жилья по договору социального найма. По информации департамента здравоохранения, труда и социальной защиты округа в окружном регистре состоит три члена семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

Введенными изменениями в 2015 году на 543 рубля увеличен размер ежегодной единовременной денежной выплаты ко Дню Победы лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», тыловикам, вдовам (вдовцам) погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны за счет объединения с другой выплатой. Данная совокупная выплата на сегодняшний день составляет 10 543 рубля.

– Что было предусмотрено окружным законодательством за минувший год в рамках соцподдержки пожилых граждан?

– По просьбе жителей села Коткино внесены уточнения в условия предоставления однократной единовременной компенсационной выплаты на капитальный ремонт жилого дома в размере не более 200 тысяч рублей гражданам в возрасте 70 лет и старше. Выплату можно использовать как на приобретение материалов для проведения капитального ремонта, так и на оплату работ, связанных с его проведением. В законе прямо предусмотрено условие, что факт проживания в жилом помещении иных граждан, не относящихся к получателям такой социальной поддержки, не является основанием для отказа в предоставлении лицу выплаты на капитальный ремонт дома. Ранее у граждан возникали проблемы при получении и использовании выплаты в связи с неоднозначным толкованием закона органами местного самоуправления.

Окружным законом также определена величина прожиточного минимума пенсионера в НАО в целях установления социальной доплаты к пенсии. На 2016 год прожиточный минимум пенсионера составляет 16 тысяч 510 рублей.

– Татьяна Николаевна, наиболее значимые законопроекты, которые рассматриваются на комиссии по социальной политике, проходят процедуру общественного обсуждения. Как именно проходит обсуждение того или иного документа?

– Одним из ярких примеров, подтверждающих необходимость предварительного обсуждения проектов законов, является обсуждение законопроекта об изменении условий распоряжения средствами регионального материнского капитала.

Мы обратились в Общественную палату округа, к уполномоченному по правам ребенка в НАО, в клуб многодетных родителей «СемьЯ», в региональную общественную организацию «Союз женщин России», в общественные молодежные палаты при Собрании депутатов округа и городском Совете с просьбой высказать свое мнение и предложения по данному вопросу.

Мнение общественности и поступившие отзывы повлияли на принятие решения: депутаты не поддержали положение законопроекта об исключении из закона таких направлений использования регионального маткапитала, как покупка автомобиля и приобретение (строительство) гаража, индивидуальной бани, товаров длительного пользования.

В связи со сложными экономическими условиями возможность использования средств по данным направлениям приостановлена до 1 января 2017 года, но не исключена полностью. Кроме того, сохранилось право направлять материнский капитал на приобретение снегоходной и лодочной техники, что крайне важно для сельских жителей.

– Жилищный вопрос – основной, с которым жители обращаются к депутатам на приеме по личным вопросам. Какие изменения произошли в окружном законодательстве по решению этих проблем?

– В 2015 году внесены изменения в окружные законы, регулирующие предоставление жилых помещений различным категориям граждан. В отношении молодых специалистов дополнены условия, при которых они могут претендовать на получение служебного жилья. Предусмотрена возможность предоставления жилых помещений молодым специалистам окружных государственных учреждений, предприятий, государственных органов округа, если они не обеспечены жильем в населенном пунк-те округа по месту работы и проживают вместе с родителями.

Кроме того, предусмотрена возможность предоставления жилых помещений в окружных общежитиях молодым специалистам в возрасте до 30 лет, если они получили профессиональное образование в округе и трудоустроились впервые по полученной специальности в организации города Нарьян-Мара и поселка Искателей, не финансируемые из окружного бюджета.

Также предусмотрена возможность предоставления жилых помещений в сельских общежитиях лицам в возрасте до 30 лет, трудоустроившимся впервые по полученной специальности в организации на территории сельских поселений округа, не финансируемые из окружного бюджета.

К сожалению, в округе отсутствует достаточное количество служебного жилья. Поэтому данные нормы в настоящее время носят декларативный характер и способствуют увеличению очереди на жилье. Тем не менее, они задают определенный вектор для определения целей и задач жилищной политики, проводимой органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Изменились также условия предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан. Введена дополнительная категория граждан, которым предоставляются жилые помещения – это реабилитированные жертвы политических репрессий.

Установлен ценз проживания в Ненецком автономном округе при предоставлении жилья – не менее 10 лет для инвалидов 1-й, 2-й групп, супружеских пар из их числа, а также инвалидов 1-й, 2-й групп, проживающих с родителями, возраст которых старше 65 лет, родителей детей-инвалидов, приемных родителей.

Установлено, что учет граждан, нуждающихся в жилье, ведется раздельно по каждой категории граждан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принятыми в 2015 году изменениями окружного законодательства оптимизированы меры социальной поддержки населения округа. Для одних категорий они уменьшены, для других увеличены. Тем не менее, все они направлены на поддержание социальной стабильности, обеспечение социальной защиты особо уязвимых и нуждающихся слоев населения и связаны со сложной экономической ситуацией в стране в целом, и в округе, в частности.

– Какой из проектов законов, рассматриваемых на комиссии по социальной политике, на ваш взгляд, был наиболее важным?

– В 2015 году принят очень важный и необходимый закон «О патриотическом воспитании в Ненецком автономном округе», который определяет правовые и организационные основы системы патриотического воспитания на территории Ненецкого автономного округа.

Между первым и вторым чтениями документ прошел общественное обсуждение.

В апреле минувшего года состоялась рабочая поездка в поселок Красное, где в здании школы прошло обсуждение основных положений проекта закона и выработаны предложения, которые были учтены в принятом законе.

Документом даны определения – что такое патриотизм и патриотическое воспитание. Кроме того, определены принципы, цели и задачи патриотического воспитания, а также полномочия органов власти в этой сфере.

Символично, что заседания рабочей группы и комиссии, где обсуждался проект закона, проходили накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Предложений к проекту закона было достаточно. Одно из них – распространять лучший опыт патриотического воспитания и рекомендовать для применения во всех окружных школах. Кроме того – расширить формы патриотического воспитания и продолжать работу по сбору информации о ветеранах боевых действий, привлекать к мероприятиям патриотического воспитания некоммерческие общественные организации. Было предложение по усилению роли допризывной подготовки юношей, чтобы поднять престиж службы в рядах Российской армии.

Цели и задачи этого закона определяют, что патриотическое воспитание не должно проходить как разовые акции. Это системная работа, направленная, прежде всего на подрастающее поколение, молодежь, воспитание у них любви и гордости за свой родной край, за свою Родину. Начинать патриотическое воспитание, на мой взгляд, надо с самых ранних лет, с детсадовского возраста. При таком подходе мы, действительно, сможем сформировать и активизировать наше гражданское самосознание и ответственность за свою страну, за свой округ.


По данным статистики, на 1 января 2016 года в Ненецком автономном округе проживают:

– 11 950 детей в возрасте до 18 лет;

– 9 680 пожилых граждан (женщины в возрасте от 51 года и более, мужчины в возрасте от 56 лет и более);

– 3 200 инвалидов, включая 184 ребенка-инвалида.

В округе зарегистрировано 863 многодетные семьи,
78 приемных семей и около 100 детей-сирот.