Вы здесь

Денис Гусев: «От человека многое зависит»

Депутат Архангельского областного Собрания Денис Гусев

Седьмого октября в Нарьян-Маре на конференции городского отделения партии «Единая Россия» его руководителем избран депутат Архангельского областного Собрания, начальник Нарьян-Марской нефтебазы и руководитель окружной федерации бокса Денис Гусев.

О перспективах партийного строительства и взаимоотношениях с Архангельской областью мы беседовали с Денисом Владимировичем в стенах областного Собрания после инаугурации губернатора Игоря Орлова.

– Денис Владимирович, завершился достаточно длительный период выборов в различные уровни органов власти в Ненецком автономном округе и Архангельской области. Предвыборная атмосфера, если можно так выразиться, рассеялась. Вы это ощутили?

– Согласен, работать проще, когда не приходится отвлекаться на предвыборные «страсти». Впереди у нас, действительно, неплохие перспективы. Избраны губернаторы обоих регионов – Игорь Кошин в НАО в прошлом году, Игорь Орлов – в Архангельской области в сентябре этого года, а это уже залог политической стабильности. Урегулированы вопросы взаимоотношений между Нарьян-Маром и Архангельском, подписан соответствующий договор. Наконец-то закрыт вопрос по исполнению государственных полномочий. Теперь можно спокойно работать, не отвлекаясь ни на выборы, ни на сложности во взаимоотношениях двух регионов, потому что их больше нет. В качестве примера могу сказать, что за период полномочий шестого созыва областного Собрания были согласованы все законодательные инициативы, касающиеся Ненецкого автономного округа. Поверьте, так было не всегда.

– Насколько выгоден договор Ненецкому автономному округу?

– С начала этого года доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в бюджет НАО: это часть налогов на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. Половина остальных федеральных налогов и сборов также остается в бюджете округа. Ранее все они в полном объеме уходили в бюджет Архангельской области. По прогнозу в этом году в окружном бюджете дополнительно появится 4,8 миллиарда рублей. Примерно такая же сумма требуется на исполнение полномочий. Для сравнения: доходы бюджета Ненецкого автономного округа в 2013 году составили чуть менее 11 миллиардов рублей, в 2014 уже 12 миллиардов 234 миллиона рублей.

Теперь все стало проще и понятнее. Каждый отвечает сам за себя. Это тоже несомненный плюс.

– Каким вам видятся перспективы взаимоотношений с Архангельской областью?

– Сложный период разграничения полномочий пройден. Теперь настало время перейти к системной работе. Я считаю, что в дополнение к договору нужен документ, в котором будут прописаны совместные действия обоих регионов по таким направлениям, как образование, здравоохранение, развитие туризма и так далее.

В округе неплохо развита сеть телемедицины. Думаю, стоит привлекать на консультации специалистов из Архангельской области, где телемедицина также широко используется. В Архангельске система здравоохранения – одна из лучших на всем Северо-Западе, многие жители округа ездят на лечение в областной центр. Думаю, есть смысл наладить консультирование жителей населенных пунктов по телемедицинской сети не только со специалистами Ненецкой окружной больницы, но и с врачами архангельских клиник. Этот вопрос я уже обсуждал с министром здравоохранения Архангельской области Ларисой Меньшиковой. В августе Игорь Орлов побывал в Нарьян-Маре с рабочей поездкой, тогда этот вопрос также поднимался.

Надо расширять сотрудничество в части обучения выпускников ненецких школ в средних и высших учебных заведениях Архангельска. Здесь нужен системный целевой набор.

В Ненецком округе и Архангельской области появляется все больше спортивных объектов. Настало время расширить сотрудничество в спорте, проводить больше совместных спортивных мероприятий. Объединив усилия регионов, можно решать такие вопросы, как содержание зимника Несь – Мезень.

Словом, подготовлен основательный фундамент для плодотворного сотрудничества, и только от нас самих зависит, каким будет наш общий дом, потому что кроме нас его никто не построит.

– Как может быть оформлено такое сотрудничество? Договором или это будет окружной закон?

– Здесь следует двигаться по пути наших восточных соседей. В Тюменской области, где никогда не было разногласий между национальными округами и областным центром, за эти годы накоплен неплохой опыт. У них есть такой же, как и у нас, договор между органами власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. И на его основе разработана и принята государственная программа по реализации этого договора. Там подробно расписано сколько, на что и в какие сроки пойдет финансов. На пять лет – с 2015 по 2020 год – из областного бюджета планируется выделить более 50 миллиардов рублей. Понятно, что ни у Архангельской области, ни у Ненецкого округа таких денег нет, но здесь главное не объемы финансирования, а подходы. Если хотим развиваться и повышать качество жизни на Севере, надо двигаться вперед и не ограничиваться наличием рамочного договора.

– Это далекая перспектива. А есть ли планы на ближайшее время, в том числе и по партийной линии в новом качестве?

– По партийной линии, в первую очередь, мы намерены решать текущие вопросы. Не секрет, что основные проблемы накопились в коммунальном хозяйстве. В Нарьян-Маре нужно создать четкую систему взаимодействия и контроля за работой управляющих компаний. На общегородском уровне настала пора разработать комплексный подход в части развития территорий. Попытки такие предпринимались, но результата нет. Нужен документ, в котором, опираясь на генеральный план, будет детально прописан алгоритм развития города: что, где, когда и за счет каких средств будем сносить и строить. Очевидно, что город надо озеленять. Даже в центральной части не хватает освещения, мало парковок, а во многих районах – детских площадок и рекреационных зон. В поселке Искателей давно пора сделать полноценную набережную. Все эти нюансы необходимо обобщить. И такую инициативу мы готовы поддержать по партийной линии, обсудить эти планы с горожанами.

Что касается депутатской деятельности, в ноябре комитет по природопользованию и лесопромышленному комплексу областного Собрания проведет в Нарьян-Маре выездное заседание. Здесь я, как заместитель председателя комитета, выступаю инициатором. В Нарьян-Маре и в населенных пунктах остро стоят вопросы утилизации бытовых отходов. Это мы и хотим обсудить. В Архангельской области накоплен определенный опыт: работает мусороперерабатывающий комбинат, в самом Архангельске в центральных районах проводится эксперимент по раздельному сбору разного вида отходов: бумаги, стекла и пластика. Словом, есть что перенять, не выдумывая при этом велосипед.

– Вы готовы предложить варианты решения вопроса?

– Мы готовы объединить усилия для поиска наиболее подходящего варианта. Ведь в Ненецком округе тоже были предприняты определенные попытки решить вопрос с мусоропереработкой: рассматривались варианты монтажа мобильных установок по сжиганию мусора, для чего подробно изучался опыт нефтяников. Несколько лет назад немецкие бизнесмены предлагали варианты судовых установок по переработке мусора, но проблема так и осталась. Попытаемся отыскать пути решения вместе с представителями власти, экологами, специалистами из Архангельска.

В этой связи необходимо решить и ряд вопросов, связанных с разграничением полномочий в сфере утилизации отходов, четко разграничить при этом сферу ответственности округа и муниципалитетов, определить источники финансирования. Это тем более актуально, если принять во внимание тот факт, что в последние годы идет активная работа по наведению экологического порядка в Арктике. А мы, живя в самом ее центре, пока не можем наладить даже систему утилизации бытовых отходов.

– Есть ли различия в работе областного Собрания и Собрания депутатов НАО? Вы упомянули о выездном заседании комитета. Часто такую практику применяете?

– Отличия, безусловно, есть. Те же выездные заседания. В областном Собрании они не редкость – область огромная. Чтобы понять, как действуют региональные законы, надо многие вещи видеть своими глазами. К примеру, в прошлом году комитет по природопользованию и лесопромышленному комплексу, в который вхожу и я, в Шенкурске вместе с местными лесопромышленниками обсудил необходимость корректировки областного законодательства в сфере лесного регулирования. В результате были внесены поправки в областной закон, и малый бизнес на местах получил право заниматься лесозаготовками.

В Архангельске активнее ведется работа в рамках Парламентской ассоциации Северо-Запада России, в состав которой входят все заксобрания Северо-Запада, в том числе и НАО. Только в июне в Архангельске прошло два заседания постоянных комитетов ПАСЗР по образованию и науке, участие в которых приняла Ольга Каменева, и по межпарламентским связям, где от округа не было никого. В Нарьян-Маре в конце июня прошло заседание президиума ПАСЗР, но этого, я считаю, недостаточно. Нужно проводить у нас и заседания постоянных комитетов, ведь это привлечение внимания к вопросам округа. ПАСЗР – действенный инструмент для внесения изменений в федеральное законодательство. Решение Ассоциации, принятое на конференции, направляется на рассмотрение в Государственную думу для рассмотрения в первом чтении. Надо шире использовать эту возможность в интересах Ненецкого автономного округа.

К примеру, конференция ПАСЗР, проходившая в прошлом году в Великом Новгороде, поддержала обращение нашего комитета к председателю правительства Дмитрию Медведеву о необходимости принятия мер по усилению противопожарной охраны лесов. Мы предложили пересмотреть вопрос об обязательном лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров и обязать лесопользователей принимать участие в тушении лесных пожаров.

Еще одно отличие между областным и окружным Собранием депутатов в том, что на постоянной основе в областном Собрании работает примерно треть депутатского корпуса, всего в Собрании 62 депутата.

– Как вы относитесь к институту сити-менеджера? Сможет ли он более эффективно решать все эти вопросы?

– Вообще, сам термин мне не очень нравится. Хотя в свое время неблагозвучный «мэр» тоже не сразу прижился. Но в целом судить о новой системе еще до того, как она показала себя на практике, на мой взгляд, неправильно.

Во многих крупных городах, в том числе в Архангельске, разграничение государственной и местной власти вылилось в итоге в противостояние губернатора с мэрами городов. Система сити-менеджмента, по сути, служит укреплению вертикали власти, и в этом я не вижу ничего плохого, и уж тем более в этом нет никаких посягательств на свободу выбора.

В политике все зависит от конкретного человека. Если он настроен на конструктивную работу, то не важно, мэр он или сити-менеджер, у него обязательно все получится, а плохому танцору сами знаете, что мешает.

В Мирном уже не первый год нет мэра в привычном для нас понимании этого термина. Сити-менеджер успешно работает: в городе открылся аквапарк, строится новый жилой квартал со всей необходимой инфраструктурой, капитально ремонтируются старые пятиэтажные дома, построены новые подъездные пути от федеральной трассы М-8. Понятно, что в этом заслуга далеко не только главы Мирного Юрия Сергеева, но он сумел эффективно выстроить систему управления городским хозяйством. Да и у нас в поселке Искателей дела идут вполне нормально. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

– По линии федерации бокса не планируете провести турнир в НАО и пригласить в округ каких-нибудь звезд, к примеру, Николая Валуева?

– Можно попробовать, тем более что он у нас уже бывал. Валуев, кстати, был в Архангельске на инаугурации губернатора Орлова в сентябре, мы с ним встречались. Он всегда открыт и готов поддержать любую здравую инициативу в регионах. Как вы знаете, его главная цель, как он сам не раз высказывался, способствовать открытию школ бокса для детей и юношества. Это мы с ним как раз и обсуждали.

Но депутатом Госдумы и чемпионом мира по боксу в тяжелом весе Николаем Валуевым жителей Ненецкого округа уже не удивишь. Есть другая идея – Рой Джонс!

– Какое он имеет отношение к НАО?

– Да, в принципе, никакого. Просто теперь он – гражданин Российской Федерации. Но именно с Роем Джонсом в 1986 году в Москве на Играх доброй воли бился Игорь Ружников и… победил! Сейчас Игорь Иванович является вице-президентом федерации бокса Санкт-Петербурга, поддерживает связи с округом. Мы хотим весной 2016 года пригласить Роя Джонса в Ненецкий автономный округ и приурочить его визит к 30-летию проведения Игр. Встречу с молодым поколением спортсменов планируем провести не только в Нарьян-Маре, но и в Нижней Пёше, на родине Ружникова – в недавно открытом физкультурно-оздоровительном комплексе.

– О, это стало бы знаковым событием для Нарьян-Мара и Нижней Пёши!..

– Именно! Это мощный стимул для занятия спортом. Я помню визит в Нарьян-Мар Николая Валуева на турнир по боксу, помню горящие глаза ребят. Мастер-класс со звездой – это же мечта любого мальчишки.

А вообще, есть идея присвоить новому спортивному комплексу в Нижней Пёше имя Игоря Ружникова. Хотелось бы узнать мнение жителей села на этот счет.


Комментарий

Игорь Ружников, чемпион мира по боксу:

– Я рад, что в родном Ненецком округе появляется все больше спортивных объектов. Современные спортивные залы теперь есть даже в самых отдаленных поселках. Ничего подобного в нашем детстве не было, многое было сделано своими руками. Я даже в чем-то завидую современной молодежи, по-доброму завидую. И то, что многие иностранные спортсмены оформляют российское гражданство, тоже о многом говорит. Это значит, что у нас в стране появились возможности для полноценного развития, причем такие, каких нет в других странах, иначе никто бы к нам не просился. У меня это вызывает чувство гордости за свою страну.


Комментарий

Виталий Фортыгин, заместитель председателя Архангельского областного Собрания:

– В Архангельской области институт избрания на конкурсной основе главы администрации постепенно внедряется на протяжении нескольких последних лет. В этом году выборы по новой схеме прошли в Мезени и Онеге, в 2016 году еще ряд муниципальных образований перейдет на новую систему управления. Самый богатый опыт накоплен в Мирном.

Основная работа по внед-рению новой схемы управления была проведена в прошлом году. Я не могу сказать, что все прошло гладко. Было много разногласий с руководством некоторых муниципалитетов. Основную причину неприятия новой схемы руководства муниципалитетами я вижу в непонимании сути изменений. Но это вполне естественный процесс. Все новое и неизвестное всегда вызывает отторжение – это защитная реакция. И только время может показать: правильным было решение или ошибочным. На сегодняшний день я уверенно могу сказать, что в современных политических и экономических условиях плюсов в новой системе управления муниципалитетами больше, чем минусов.