Вы здесь

Страсти по кредитам

Заседание Государственной думы России

Законопроекты Якутии и НАО о кредитах на доставку продуктов на Крайний Север вызвали оживленную дискуссию в Думе, дебаты растянулись на 35 минут.

Государственная дума рассмотрела в среду в первом чтении два альтернативных законопроекта с одинаковым названием – «О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса РФ».

Поправки касаются предоставления регионам Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов права выдавать из своего бюджета юридическим лицам бюджетные кредиты на доставку продовольствия и товаров в отдаленные поселения.

Предложения северных депутатов

Первый из законопроектов внесен в Думу Государственным собранием Республики Саха (Якутия). Представитель Госсобрания Василий Власов пояснил депутатам, что речь идет о кредитах на закупку и доставку муки для выпечки хлеба.

Второй проект инициирован Собранием депутатов Ненецкого автономного округа и предполагает предоставление регионам права выдавать льготные кредиты не только на муку, но и на все продовольствие, а также товары первой необходимости по определенному перечню. Этот перечень каждый северный субъект РФ должен установить самостоятельно.

Председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров назвал предложение НАО «более сложным, оно касается всего продовольствия и товаров первой необходимости». Профильный комитет, по его словам, предложил поддержать первый законопроект, поскольку «ни у кого не вызывает сомнений в том, что мука и хлеб в условиях северного завоза – вещь действительно необходимая», а законопроект НАО отклонить.

– Отклонить не потому, что мы сегодня против того, чтобы расширить этот список, а потому, что этот перечень продовольствия и товаров первой необходимости, безусловно, нуждается в уточнении. И мы полагаем, что могли бы всем субъектам законодательной инициативы предложить вносить поправки к тому закону, который предлагается принять в первом чтении, – сказал Андрей Макаров.

По его словам, понятие «товары первой необходимости» является неопределенным.

– А когда мы говорим о региональных бюджетах, которые, как мы знаем, находятся в очень сложном состоянии, то чем больше определенности мы прописываем в бюджетном законодательстве, тем лучше. В условиях дефицита средств нам необходима точность формулировок, – пояснил свою позицию председатель комитета.

Он выразил сожаление, что «Министерство финансов и, соответственно, все правительство в своем заключении выступило категорически против и первого, и второго закона.

– Честно говоря, я не очень понял их аргументы, поэтому не могу их пояснить. Но мне кажется, что, когда регион не просит ни у кого денег и говорит: «Можно, я за свой счет дам кредит, чтобы на Север завезли муку и произвели хлеб?», я не очень понимаю, какие против этого могут быть аргументы, – отметил Андрей Макаров.

В ходе обсуждения законопроектов он выступил еще и от имени фракции «Единая Россия».

– Фракция поддерживает любые меры, направленные на помощь нашим северным регионам и гражданам, которые там проживают. Однако наша поддержка не может означать, что мы поддержим любые предложения, даже неопределенные. Вместе с тем любые предложения, взвешенные и финансово оцененные, могут вноситься в рамках второго чтения, – еще раз подчеркнул депутат.

Федот Тумусов, выступивший от имени фракции «Справедливая Россия», рассказал, что вернулся на днях из самых северных районов Якутии, где возникли проблемы с завозом не только муки, но и медикаментов, овощей, фруктов, «да и горючего осталось только на месяц».

От кредитов – к северной политике

– Почему возникают такие проблемы жизнеобеспечения наших северян? В нашей современной России нет северной государственной политики. Раньше, при Советском Союзе, такая политика была, и северным завозом занималось центральное правительство. Эту государственную политику мы ощущали в том, что заработная плата на северах была в 2,5 раза больше, чем на «материке», а цены были низкие – такие же, как в центральных районах страны. Сегодня – с точностью до наоборот. И люди задают мне вопрос: мы вообще нужны России или не нужны? – сказал Федот Тумусов.

По его мнению, северян нужно рассматривать как «стражей» России.

– Если на севере людей не останется, не будет там и России, – пояснил депутат.

Он отметил, что правительство и Госсобрание Якутии «пошли на тактический ход» и «сознательно сузили этот список (товаров, на доставку которых могут выдаваться бюджетные кредиты. – Ред.), потому что иначе законопроект не прошел бы согласование ни в правительстве РФ, ни в бюджетном комитете Думы».

Фракция «Справедливая Россия» решила голосовать за оба законопроекта, добавил Федот Тумусов.

Еще один представитель «Справедливой России», Александр Тарнавский, напомнил, что сегодня уже разрешены аналогичные бюджетные кредиты для поставок в северные регионы топлива.

– То есть механизм работает. Минфин говорит в своем заключении: мол, используйте другие механизмы – госгарантии, субсидирование процентной ставки. Но эти инструменты либо вообще не работают, либо приводят к существенному удорожанию конечной продукции. А такой инструмент, как бюджетный кредит, был бы полезен, важен и нужен. Но то, что бюджетный комитет поддержал хотя бы один из двух законопроектов вопреки заключению правительства, делает ему честь, – отметил депутат.

Иван Абрамов (ЛДПР) за-явил, что его фракция также будет поддерживать оба законопроекта, поскольку «ненецкий закон – более масштабный», он «даст больший толчок для развития северных территорий» и «органам исполнительной власти на местах лучше знать, что необходимо этой территории».

– Северный завоз очень важен, и тот порядок цен, который существует на севере, не устраивает многих. За последние 20 лет оттуда практически половина людей уже уехала. Эта норма позволит хоть как-то выровнять цены, чтобы продукты питания стали доступны, – подчеркнул Иван Абрамов.

Его однопартиец Ярослав Нилов высказал предположение, что в правительстве «либо пишут отрицательный отзыв, лишь бы все пошло по накатанной и было меньше мороки, либо просто не понимают, о чем идет речь».

– Может, сотрудников Минфина, которые готовят такие документы, отправить на пару недель пожить на Крайнем Севере? Пусть поедут в Заполярный район Ненецкого автономного округа или на север Якутии и посмотрят, какая там жизнь, – предложил Ярослав Нилов.

Ненецкий вариант отклонили

По словам Ярослава Нилова, он посещал в Нарьян-Маре теплицу и молокозавод.

– Я спрашиваю у людей: готовы ли вы дальше расширять производство, чтобы не только город Нарьян-Мар обеспечивать продукцией, но и Заполярный район? Они говорят: готовы, но нужны оборотные средства. Кредиты, особенно сейчас, в условиях непростой социально-экономической ситуации, недоступны, это все ударяет по бизнесу и, соответственно, по нашим гражданам, которые живут на этих территориях. Для того чтобы из Нарьян-Мара продукты были доставлены в села Заполярного района, люди вынуждены на тюках, на баулах сидеть в вертолетах, завешенные сумками, торбами и пакетами. Лишь бы побольше за один перелет, который стоит достаточно дорого, довезти необходимое в поселение. Наша задача – стимулировать развитие бизнеса не только в центрах северных субъектов РФ, но и дать возможность на местах, в самых маленьких поселениях, развивать бизнес, который бы кормил наших граждан в таких тяжелых условиях, – сказал Ярослав Нилов.

По его словам, Собрание депутатов НАО «предложило более широкий формат» по сравнению с якутским проектом, но профильный комитет «нашел правильную золотую середину».

– Во втором чтении список, возможно, будет расширен и общий знаменатель между двумя законопроектами будет найден, – рассчитывает Ярослав Нилов.

Валентин Романов (КПРФ) заявил, что и его фракция поддерживает оба проекта.

– Но лично мне больше импонирует закон Ненецкого округа, – заметил он. – Вдумаемся: в Заполярье перспективы России – 50 триллионов кубометров природного газа и 100 миллиардов тонн нефти. Уже одно это должно заставлять правительство иметь стратегию экономического и социального развития северных регионов, так же, как Дальнего Востока.

Его коллега по КПРФ Тамара Плетнёва заявила, что склонна голосовать скорее за законопроект НАО, ведь «то, что у нас нет перечня (товаров первой необходимости. – Ред.), – это не аргумент, его можно составить за полдня.

Обсуждение двух «северных» законопроектов продолжалось 35 минут. Документ, предложенный якутскими законодателями, поддержали в первом чтении 436 думцев. Законопроект НАО был отклонен.

Как ранее сообщил «НВ» депутат Собрания НАО Сергей Коткин, ненецкие парламентарии подготовят ко второму чтению поправки в якутский вариант законопроекта в части расширения перечня кредитуемых товаров.

– И тогда есть вероятность, что закон будет принят все-таки в предлагаемом Собранием депутатов НАО виде, – резюмировал Сергей Коткин.