Вы здесь

Транзит и новые технологии

Для реализации проекта в Мурманске открыт завод по производству ПВОЛС / Фото Сергея Ещенко («Мурманский вестник»)

Введён в эксплуатацию первый участок волоконно-оптической линии связи от Мурманской области до Амдермы

Он проложен от села Териберка (Мурманская область) до посёлка Амдерма (НАО). До 2026 года предстоит проложить по дну шести морей вплоть до Владивостока свыше 12 тысяч 650 км оптоволоконного кабеля на разных глубинах.

Проект «Полярный экспресс» реализуется под эгидой Министерства транспорта РФ и Росморречфлота в соответствии с Указом Президента России Владимира Путина «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

ПВОЛС пока не имеет в мире аналогов. Оптоволокно пройдёт по маршруту Териберка (Мурманск) – Амдерма (Ненецкий автономный округ) – Диксон (Красноярский край) – Тикси (Республика Саха (Якутия)) – Певек (Чукотский АО) – Анадырь (Чукотский АО) – Петропавловск-Камчатский (Камчатский край) – Южно-Сахалинск (Сахалинская область) – Находка (Приморский край) – Владивосток.

Реализация проекта трансарктической подводной ВОЛС Мурманск – Владивосток позволит подключить новые подводные цифровые магистрали района арктического побережья России и Дальнего Востока. Таким образом, портовая инфраструктура Крайнего Севера на трассе Северного морского пути (СМП) будет обеспечена высокоскоростными каналами связи.

Стоимость проекта оценивается в 65 млрд рублей. Основной источник – федеральные бюджетные средства. Срок реализации – 2026 год.

 

Сервис для заполярных широт

Старт проекту был дан в августе 2021 года в Мурманской области. Накануне головной подрядчик АО «Управление перспективных технологий» объявил о завершении первого этапа «Полярного экспресса».

Сдан в эксплуатацию первый участок подводной волоконно-оптической линии связи от села Териберка (Мурманская обл.) до посёлка Амдерма (Ненецкий автономный округ), говорится в сообщении оператора.

Общая протяжённость первого участка по дну моря составила чуть более 1 230 км.

Был выполнен большой объём исследований и подготовительных работ. Укладка ПВОЛС в арктических условиях проведена специализированными судами-кабелеукладчиками головного подрядчика АО «Управление перспективных технологий». Подтверждена техническая готовность первого участка линии связи, сообщается в официальном пресс-релизе, обнародованном «Российской газетой».

На старте подрядчик анонсировал, что в Амдерме на первой базовой станции будет предпринята попытка развернуть местные ветрогенераторы в качестве альтернативного источника энергии для поддержки ПВОЛС.

Для реализации «Полярного экспресса» привлечён флот специализированных судов. Всего их девять: четыре изыскательских, три судна обеспечения и два кабелеукладчика – Northern Wave и Yauza. В течение четырёх лет им предстоит выполнить морские изыскания, необходимые гидрографические и гидрологические исследования и подводно-технические работы. Участники «Полярного экспресса» подчёркивают: в приоритете прокладки ПВОЛС только отечественные технологии.

 

Справка «НВ»

Инфраструктурные цели проекта «Полярный экспресс»:

– развитие портовой инфраструктуры России на трассе Северного морского пути;

– создание цифровой инфраструктуры для добычи и транспортировки углеводородов в Арктике, решение задач геологоразведки;

– поддержание экологии, внедрение энергосберегающих технологий для северных регионов;

– обеспечение альтернативы спутниковой связи для северных широт: синергия ПВОЛС и спутниковых сетей (Iridium, Inmarsat 10GX, Экспресс-РВ);

– внедрение и расширение мощностей по выпуску высокотехнологических мощностей при реализации проекта.