Вы здесь

Наша «Пунанча» до Москвы долетела

Мы уже писали в газете о том, что детско-юношеский журнал «Пунушка» Этнокультурного центра стал одним из триумфаторов Всероссийского конкурса СМИротворец. В этой заметке – предыстория успеха и рассказ о тех, кто причастен к этой победе.

Пунанча – ненецкое название пунушки, северной родственницы воробья. Это весенняя птичка, поэтому и день рождения журнала отмечают весной. В 2007 году в Нарьян-Маре на базе Этнокультурного центра выпустили в свет первый номер издания. Так что нынешний год для «Пунушки» – юбилейный.
За это время она помудрела, научилась многому, стала известна и популярна, голос ее окреп и был услышан в Москве. По количеству страниц и рубрик она уже давно не маленькая пунанча, а почти лимбя – то есть белый орел.
Любовь Царькова и Ольга Латышева на протяжении этих лет были главными «кормилицами» «Пунушки». Одна отвечала за общее содержание детского журнала, другая – за его национальный колорит. По воспоминаниям Любови Викторовны, идею создания необычного журнала подал Прокопий Явтысый, поддержал ее и Алексей Пичков. Роза Канюкова первой помогала переводить «Пунанчу» на ненецкий язык. Общими усилиями «Пунушку» поставили на крыло, и она вылетела на просторы округа. Вскоре узнали о ней в Москве и других регионах России. Именно Ольга Латышева, заместитель директора Этнокультурного центра, представляла журнал на конкурсе. В последнее время модераторы СМИротворческих идей постоянно проводят мониторинг региональных изданий, выявляя наиболее интересные и необычные. Так они и нашли нашу «Пунушку». Чем она привлекла жюри конкурса, ради каких целей и задач ее создавали? Об этом мы поговорили с Ольгой Латышевой. По ее словам, «Пунушка» – один из успешных и востребованных проектов Этнокультурного центра.
– Его по праву можно назвать своего рода брендом Ненецкого автономного округа, таким же, как «Хаяр» или «Маймбава». Это важно еще и потому, что молодежь не очень-то интересуется родной культурой, языком. Это боль не одного поколения и народа. Такая же ситуация и в других регионах России. На родном языке говорят в основном люди среднего и пожилого возраста, а представители юного и молодого поколений, к сожалению, не знают. Как утверждают сами, что понимают, но сказать не могут, – сетует Ольга Ефремовна.
– Мне кажется, что проблема утраты языка настолько болезненная, что решить ее можно только всем вместе. Не случайно же в НАО постоянно возникает тема ненецкой семьи. Какую роль в этом вы отводите журналу?
– Конечно, один в поле не воин, но капля камень точит. Пытаясь приостановить процесс утраты языка и культуры нашего народа, Этнокультурный центр проводит различные мероприятия, реализует проекты, направленные на сохранение и популяризацию ненецкой культуры. «Пунушка» воплощает эти идеи. Название журналу дано неспроста. По ненецким приметам, после прилета пунушек тундра оживает, начинается потепление. Этих маленьких птичек считают хорошими, добрыми вестниками.
«Пунанча» нашла читателей и в других регионах России. В журнале всегда есть все самое нужное и интересное. Дети и подростки могут узнать информацию о родном языке, элементах культуры народа и реализовать себя через викторины и конкурсы. Очень важно, что на страницах «Пунушки» они получают реальную возможность увидеть собственные рисунки о северных просторах. Кто из нас об этом не мечтал в детстве? Мы не вещаем и не навязываем информацию, а в игровой форме доносим до читателей, что значит то или иное ненецкое слово, как оно переводится, когда его можно, а когда нельзя использовать.
– Мы узнали, что после победы «Пунушки» на СМИротворце журналом заинтересовались в городах России, где проживают финно-угорские народы. Хватит ли тиража на всех?
– «Пунушка» – это не подписное издание. Выходит тиражом 500 экземпляров по два номера в год и распространяется бесплатно среди образовательных и культурных учреждений. На презентации очередного номера журнал может получить любой желающий. Главное, что у «Пунушки» есть электронный вариант, каждый номер журнала выкладывается в интернете. Здесь нас «ловят» и «кэшуют», как говорит нынче молодое поколение. Пусть говорят. Важно, чтобы читали и знакомились с языком своих предков.
Еще раньше, до победы на СМИротворце, наше издание получило достойную оценку. Впервые «Пунушку» заметили еще в 2008 году. Тогда она стала лауреатом Всероссийского смотра-конкурса информационных изданий домов народного творчества. Затем ее отметили специалисты по родным языкам. Преподаватели РГПУ им. А.И. Герцена признали, что журнал не имеет аналогов ни в одном из национальных округов. Издание можно использовать как практикум для изучения родного языка. Это огромный плюс в оценке работы Этнокультурного центра, стимул для нашей будущей деятельности.
– Можно сказать, что журнал стал одной из связующих нитей между представителями разных поколений ненецкого народа?
– По мнению многих читателей, «Пунушка» – это народный журнал. Надеемся, что это так. Часто привлекаем авторов, не имеющих никакого отношения к журналистике, к созданию этнографических и краеведческих материалов. Бабушки и дедушки, знающие культуру ненецкого народа, рассказывают внукам и правнукам со страниц «Пунушки» сказки и предания, которые развивают уважительное отношение к традициям предков, воспитывают интерес к истории родного края и традиционной ненецкой культуре. Журнал стал некой площадкой для демонстрации и реализации творческих успехов людей разного возраста, неравнодушных к культуре предков. А интерес к языку и традициям народа может пробудить лишь тот, кто их знает и помнит, кто живет, следуя этим канонам.
Журнал через совместное творчество детей и взрослых решает задачи обучающего характера. Традиционная рубрика «Поговорим на ненецком языке» поможет вместе изучать язык как в семье, так и на занятиях в садике и школе. Много здесь и авторских разработок по декоративно-прикладному творчеству. В постоянной рубрике разных лет «Мастер-класс» читатели учились изготавливать сувенирный чум, украшения из меха, ненецкие куклы и сувениры. Яркие фотографии и рисунки привлекают внимание, нередко дети пытаются копировать картинки из журнала, особенно, если на них изображены олени, тундровые стойбища, северная природа.
– А как появляются на страницах журнала удивительно яркие и интересные по содержанию и фактуре картины и фотографии, откуда вы их берете?
– Иллюстрированием и дизайном занимаются талантливые люди: Ирина Михайловна и Константин Селивёрстовы, Сергей Ладыкин. Мы им очень благодарны. Без их помощи страницы журнала, наверное, не были бы такими яркими и привлекательными. Ведь для детей важна картинка, иллюстрация. Каким бы умным и познавательным не был текст, он вряд ли заинтересует юных читателей, журнал-то рассчитан именно на детей и подростков. Так что «Пунушка» – это плод, рожденный совместным трудом, творческими изысканиями и художественными находками всего нашего коллектива. А победа на СМИротворце – успех каждого, кто трудился над созданием журнала.