Вы здесь

Россия борется за Арктику

Сейчас уже с полной уверенностью можно сказать, что в 2014 году началась серьезная индустриализация Арктики. Повысилась добыча углеводородов в Заполярье. Усилено военное присутствие. Первые лица государства назвали освоение Арктики стратегически важным. Однако без большого количества полноценных северных портов все крупные проекты невозможны.

В 2014 году количество проектов в Арктике возросло в разы. «Газпром» вводит в эксплуатацию второй газовый промысел на месторождении Бованенково на полуострове Ямал, а также начинает добычу нефти на шельфовом месторождении «Приразломное» в Печорском море.

В ямальском поселке Сабетта вовсю идет строительство завода НОВАТЭК по сжижению природного газа. «Роснефть» начала бурение нефтяной скважины в Карском море, «Башнефть» и «ЛУКОЙЛ» запустили предприятие по добыче нефти в Ненецком автономном округе.

В Арктику возвращаются Вооруженные силы. Эксперты считают, что, кроме защиты интересов национальной безопасности, этот процесс может увеличить научный потенциал региона.

Строительство портов, пожалуй, станет самым сложным и важным этапом в налаживании логистики в Арктике. Во-первых, это поможет возродить Северный морской путь, который в три раза короче Южного морского пути, пролегающего через Индийский океан. Ездить «через Север» и удобнее, и безопаснее: там нет ни сомалийских пиратов, ни очередей через загруженный Суэцкий канал. Прогнозируют, что в 2021 году грузооборот через Севморпуть поднимется в 10 раз. Регулярное плавание по нему затрудняют лишь северные льдины: суда могут идти по Севморпути только в сопровождении ледоколов. Во-вторых, хорошо работающая морская транспортная инфраструктура необходима для снабжения арктических предприятий продовольствием, материалами и оборудованием. Сейчас можно говорить о двух полноценных морских портах – в Мурманске и Петропавловске-Камчатском. Расстояние между ними около восьми тысяч километров, на которых нет ни одного крупного порта, что сильно затрудняет коммуникацию в северном регионе. Есть, конечно, пункты «второго эшелона», но одни из них не функционируют, а другие – работают слабо. Например, над Нарьян-Марским морским портом висит угроза распродажи, несмотря на то, что через него проходит 85% грузов в Ненецкий автономный округ (НАО).

Два года назад на Ямале началось строительство порта Сабетта. Ранее предполагалось, что он, так как располагается недалеко от предприятия по сжижению газа, будет узкоспециализированным, заточенным под танкеры-газовозы. Однако потом было решено рассматривать его как часть Северного широтного хода и связать железными дорогами с Уралом, Поволжьем и Сибирью. Это значит, что ведется строительство полноценного транспортного узла, который не только ускорит и упростит логистику самых разных грузов, но и позволит экономически усилить населенный пункт, а вместе с ним и регион. Заслуживает внимания идея строи-тельства опорного арктического порта в бухте Индига на побережье Баренцева моря. Там, по словам спецпредставителя президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова, собирались создать полноценный порт еще полвека назад, но только сейчас, наконец, идея начала обретать формы. О преимуществах появления порта именно в этом месте рассказал глава Ненецкого автономного округа Игорь Кошин на XXI Мировом нефтяном конгрессе.

– Бухта Индига не замерзает большую часть года и имеет достаточные глубины, чтобы принимать крупнотоннажные суда. Порт Индига может стать также альтернативной возможностью для соединения Северного морского пути с транспортным коридором Восток – Запад, а также интеграции Ненецкого автономного округа с транспортной сетью России, в частности, с Балтийской транспортной системой и направлением железной дороги Воркута – Котлас – Коноша, – заявил Кошин.

Строительство порта важно для развития углеводородного потенциала региона: извлекаемые запасы нефти сейчас составляют 1,1 млрд тонн, запасы свободного газа – более 520 млрд кубометров. Неподалеку от бухты есть Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения (запасы газа более 160 млрд кубометров), которые пока не разрабатываются как раз таки из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Здесь, как и в Сабетте, может появиться завод по сжижению природного газа, и в перспективе планируется, что грузооборот составит порядка 30 млн тонн.