Вы здесь

Испытание зимником

Завершается обустройство зимней трассы из Нарьян-Мара в Усинск. В самый разгар работ строящийся зимник посетили представители КУ НАО «Центрстройзаказчик» – государственного заказчика объекта, и представители окружных СМИ. Корреспондент «НВ» собственными глазами убедился, что сделать надежную зимнюю дорогу сквозь тундру в условиях Крайнего Севера – дело совсем не простое.

Зимник для НАО – это жизнь. Это – доступные цены на продукты и товары первой необходимости, лекарства и горюче-смазочные материалы. Так было всегда. Второй год подряд строительство и содержание зимника округ финансирует за счет средств собственного бюджета. На устройство и содержание дороги до ее закрытия будущей весной выделено 48,9 млн рублей. И потому внимание к ходу строительства этой дороги жизни со стороны госзаказчика самое пристальное.

Тридцать сантиметров надежности

Поездки специалистов на строящийся объект – регулярные, на протяжении всего декабря. И в этот раз с нами на борту «Трэкола» окружного поисково-спасательного отряда находятся главный инженер КУ НАО «Центрстройзаказчик» Денис Зименков и его коллега – ведущий инженер этого ведомства Виталий Волков.

По дороге к объекту Денис Зименков, поглядывая на спокойную заснеженную Лая-Вожскую дорогу, рассказывает об основной цели поездки:

– Сегодня мы выехали на плановую проверку строительства зимника Нарьян-Мар – Усинск. Наша трасса начинается с 76-го километра Лая-Вожской дороги и заканчивается пунктом отдыха водителей «Шапкинская», – рассказывает он. – Работы по строительству зимника были начаты 1 декабря после выхода постановления администрации округа о разрешении движения механических средств по зимним дорогам в тундровой и лесотундровой зонах.

Интересуемся у специалистов, как определяют в администрации округа, когда открывать зимник и когда закрывать. Наверняка же не наугад, да и шаман такое не нагадает.

Виталий Волков доходчиво объясняет, что есть несколько основных критериев и показателей, чтобы определить дату открытия (для автолюбителей и предпринимателей) передвижения техники по зимнему покрову. Но главный показатель – это толщина снежного покрова.

– Высота снежного покрова должна достичь тридцати сантиметров, – говорит Виталий Волков. – Представители Управления природных ресурсов и экологии округа постоянно замеряют толщину покрова на определенных точках и площадках.

И лишь когда снежный покров становится крепким и достигает указанной толщины, дается «добро» на передвижение. На проведение строительных работ у подрядчика – один месяц. В этом году, в соответствии с контрактом, ввод зимника в эксплуатацию запланирован на 26 декабря. Однако в сроки сдачи может вмешаться погода. Ни дорожники, ни заказчик не исключают форс-мажорных обстоятельств, которые сдвинут утвержденный график. Потому на протяжении всего нашего разговора звучит фраза: «При благоприятных погодных условиях».

В среднем, продолжительность работы зимника Нарьян-Мар – Усинск составляет около 135 дней.

«Гитара» пригладит трассу

Через полчаса наш «Трэкол» съезжает с насыпи на строящийся зимник. По обочинам через каждые 100–200 метров стоят дорожные технические вешки – указатели для водителей. Часть из них – временные, но к вводу в строй все будут заменены на специальные вешки со свето-отражательными лентами. Их задача – не дать водителю заблудиться, передвигаясь на автотранспортном средстве по зимнику.

Все чаще по дороге встречается спецтехника. Бульдозеры с необычными балками-прицепами и КамАЗы-цистерны метр за мет-ром сначала «протаптывают», а затем заливают полотно водой.

Денис Зименков объясняет, что на языке дорожников «балки-прицепы» именуются «волокушами» или «гитарами» за свое внешнее сходство, а сам процесс обустройства – проминка и проливка трассы.

И вот, наконец, 109-й километр, где расположен вахтовый поселок (пункт ДРП) дорожно-ремонтного предприятия ООО «АллигатСтрой» (г. Москва), выигравшего в сентябре конкурс на строительство и содержание зимней трассы.

Представитель компании начальник участка Евгений Затуранов встречает нас и первым делом усаживает отобедать вкусным рассольником. В столовой «вахтовки» он рассказал, что всего на объекте сейчас задействовано порядка 40 единиц техники и около 40 специалистов-дорожников.

– В данный момент выполняются работы по уплотнению дорожного полотна, надвижке снега в ручьи и на болотах, – говорит Евгений Затуранов. – Ведется также проливка трассы водой – для установления твердого покрытия.

Кроме того, в соответствии с контрактом подрядчик установит на всем протяжении участка дороги специальные вешки и дорожные знаки с указателями.

Дорожники работают в две смены. В условиях наступившей полярной ночи помогают мощные прожекторы, установленные на спецтехнике. От пункта ДРП обустройство зимника ведется сразу в двух направлениях: в сторону Нарьян-Мара и в сторону Усинска.

Внесла свои коррективы в обустройство зимника и погода. На первом этапе была усложнена проливка трассы, затем вмешалась сильнейшая снежная буря. По словам строителей, не было видно даже протянутой руки. Вмиг сломало пополам «колдуна», как называют летчики указатель ветра на высоком металлическом шесте, но спецтехника и люди остались целы.

Зимник ошибок не прощает

Зимник ошибок не прощает. В этом мы в очередной раз убедились, направляясь на тяжелом вездеходе ТМ-120 дорожно-строительной компании в сторону пункта отдыха водителей «Шапкинская». У обочины будущей зимней трассы стояла вмерзшая в снег по самую «ватерлинию» крупногабаритная фура.

Как объяснили строители, в мае прошлого года владелец машины – незадачливый частный предприниматель – отправил ее в Нарьян-Мар уже после официального закрытия зимника. Машина была доверху гружена бананами и не выдержала тяжкого испытания весенней распутицей: с трудом доехала до пункта ДРП, где окончательно сломалась и теперь стоит как памятник человеческой самонадеянности. А бананы, по словам дорожников, предпринимателю потом пришлось вывозить в наш город вертолетом.

К слову, и нам в эту поездку пришлось в буквальном смысле спасать первых смельчаков, решивших осилить зимник до его официального открытия. Незадолго до нашего отъезда от жительницы Нарьян-Мара в Поисково-спасательный отряд НАО поступил сигнал о пропаже мужа, выехавшего из Усинска три дня назад в сторону столицы округа на частном «Трэколе». Первыми «потеряшек» заметили утром вертолетчики, сообщившие о примерных координатах спасателям.

Белоснежный вездеход, груженый, по словам его владельца, сахаром и автозапчастями, нам удалось обнаружить посреди тундры примерно через 50 минут пути. По лицам владельца и его напарника было видно – позади у них нелегкое испытание. Но благо вездеход был впритык набит продуктами питания (плюс автономная печка в салоне), поэтому трехдневный тест на выживаемость прошел относительно удачно. Как выяснилось, у «Трэкола» полетела «раздатка», а потому ни о каком самостоятельном передвижении уже не могло быть и речи. Где-то помогли вездеходы сейсморазведки, но окончательно машина и ее команда остались без техпомощи возле замерзшей реки Серчейю.

Дорожники цепляют «Трэкол» к своему вездеходу, и мы возвращаемся в вахтовый поселок, чувствуя себя настоящими спасателями.

Избежать подобных неприятных эпизодов в ходе всего перио-да функционирования зимника помогут контрольно-пропускные пункты, которыми впервые будет теперь оборудован в этом году участок «76-й километр строящейся дороги – пункт отдыха водителей «Шапкинская». Один из КПП строители оборудуют на въезде, второй – на выезде с зимней трассы.

– В этих КПП будет вестись статистика и учет всего проходящего транспорта, – объясняет Денис Зименков. – Между обоими конт-рольными пунктами будет установлена круглосуточная связь. Уже приобретены рации Motorola дальней связи, способные охватить местность радиусом до шестидесяти километров. Оба КПП будут оборудованы шлагбаумами, дизельными станциями и мощными прожекторами.

Уже в самые ближайшие дни государственной комиссии предстоит принять зимник в сторону Большой земли. В состав комиссии по традиции входят представители госзаказчика, Управления строительства и ЖКХ НАО, а также дорожной полиции. Округ ждет зимник, и, как мы убедились, в этом сезоне он станет еще более безопасным и надежным.

Протяженность участка зимней дороги по маршруту Нарьян-Мар – Усинск (от 76-го километра до пункта отдыха водителей «Шапкинская») составляет 67 км. Трасса относится к третьей категории зимних дорог. Пропускная способность – 150 автомашин в сутки со средней скоростью 50 км в час. Ширина проезжей части – 6 метров, дорожного полотна – 9 метров.

Фото автора