Вы здесь

Из Арктики – в Африку

Сейчас Злата Чевердынская работает в авиакомпании Абакан Эир. Она – командир вертолёта / Фото из личного архива Златы Чевердынской

Злата Чевердынская начинала лётную карьеру в Ненецком автономном округе, а недавно стала командиром вертолёта Ми-8 в Африке.

«Радостные события имеют место быть», – прочитала я в инстаграме теперь уже КВСа вертолёта Ми-8 Златы Чевердынской.

Так девушка подписала фотографию, с которой смотрит изящ­ная красавица с большими голубыми глазами, длинными локонами и с букетом цветов, завёрнутым в упаковку с четырьмя золотыми галунами – так называются полоски на погонах пилотов.

У Златы их теперь по четыре на каждом плече.

25 января 2022 года девушка стала командиром вертолёта Ми-8.

В том, что Злата станет КВСом (командиром воздушных судов), лично у меня не было никаких сомнений. Мы познакомились на вертолётном перроне Нарьян-Марского аэропорта в марте 2018 года. Была сильная пурга. Нелётная погода. Мы готовили репортаж к Международному женскому дню. Злата была идеальной кандидатурой для материала – по всем журналистским канонам.

Девочка, умница, красавица – окончила лётно-технический колледж с красным дипломом. Но, что меня сразу поразило, так это внутренняя сила хрупкой снаружи девчонки, которой на тот момент был всего-то 21 год.

Злата тогда сказала: «Я хочу стать космонавтом. И сразу ставила себе задачу попасть на север. Здесь очень сложные полёты. И хорошая лётная школа».

На вопросы сегодняшнего интервью она отвечала уже из Африки.

 

– Злата, что значит твоё имя?

– У него два значения: первое- золото, злато, а второе – справедливость. Мама назвала меня так, потому что имя Златочка можно разбить на два слова и интерпретировать – как человек, который должен поставить точку злу.

 

– Помнишь ли свой самый первый полёт, когда управляла самолётом или вертолётом? Сколько тебе тогда было лет? Что чувствовала?

– Мой первый САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ вылет был на самолёте А-22, когда мне стукнуло аж целых 15. Конечно, помню всё, такое забыть невозможно. Летишь и думаешь – как так вышло, что ты осталась наедине с этой машиной, да ещё и в воздухе?! Невероятные и потрясающие ощущения, ты испытываешь радость, восторг, ответственность и шок одномоментно – советую!

 

– Вкратце расскажи о том, как складывался путь к получению лётного удостоверения?

– Мой путь был тернист, но он того стоил. Это очень длинная история, про которую можно было бы написать книгу, но с моей стороны – это слишком навязчиво.

 

– Какие были первые впечатления о городе Нарьян-Маре и Ненецком автономном округе?

– Я помню, как прилетела в Нарьян-Мар со своим другом и коллегой Стасом. Как мы переглянулись после получения багажа. Дело тут не в городе, а в том, что это было в ноябре, днём, а в Нарьян-Маре – минус 25 и чертовски темно. К местным особенностям мы привыкали в течении трёх месяцев, это был безусловный контраст между этими условиями и жизнью в беспечном Омске, где мы до этого учились.

 

– Ты проработала в НАО два с половиной года. Из них много времени провела на базировках: Варандей, Харьяга. Сложно там было? Возникали неудобства?

– Работа с базировок – Варандей, Харьяга – это самые яркие впечатления о НАО. Ты проводишь все дни в деле, в непосредственной коммуникации с коллегами. Да и сама работа там неординарная – творческая, как говорится. Неудобств, лично для меня, там не было, всегда вспоминаю эти точки с особой теплотой. Было весело, интересно и продуктивно для оттачивания навыков.

 

– Какой вид работ нравился больше? Пассажирские рейсы, работа с подвеской, санзадания?

– Я очень сильно увлечена процессами перевозки груза на внешней подвеске. Каждый раз – это своеобразный квест. Иногда ты встречаешь настолько чудаковатые формы конструкций, что становится интересно познакомиться с автором сего шедевра. Но это мелочи. Самое главное – процесс взятия и укладки груза, очень ответственный и напряжённый момент. А вообще, все полёты интересны и увлекательны.

 

– Самый запоминающийся в НАО рейс?

– О самых памятных рейсах обычно не рассказывают. Но могу сказать, что самое приятное чувство испытываешь когда слышишь от пассажиров: «Спасибо, мы успели!»

 

– У каждого начинающего пилота есть наставник, отец-командир. Расскажи о своём.

– В Нарьян-Марском объединённом авиаотряде работают одни профессионалы. Это неоспоримо. Все очень грамотные, хорошие люди. Я испытала весь спектр эмоций во время работы там. Сто раз могу сказать им всем «спасибо». Но лично мой герой и наставник, который ставил меня на крыло и открыл для меня все тайны полёта, – Николай Борисович Молодовский, заслуженный пилот РФ. Тут и лишних слов не надо.

 

– Чем стал для тебя переезд в Африку? Вызовом? Приключением?

– Первая командировка в Африку разделила мою жизнь на до и после, абсолютно во всех сферах. Событие раздвинуло границы и пределы моего сознания и позволило взглянуть на всё абсолютно под другим углом. Это был тот самый жизненно-переломный момент, которого я ждала.

 

– Где сложнее работать? В Арктике или Африке?

– Работа в Африке, как и на севере, имеет свои особенности. Я бы сказала, что они несопоставимы. Север – это белизна, снежные вихри, обледенение и другие полярные особенности, а Африка –
это невероятного масштаба грозы, пыль и песок, дефицит мощности, возникающий при высоких температурах. Везде свои прелести, и сравнивать их не стоит. Я работаю в центральной части Африки и, мягко говоря, там весьма колоритно. К этим местам нужно привыкнуть и проникнуться. Они тоже завораживают. По дому я не особо грущу, для меня мои коллеги – семья. Иногда скучаю по нормальным магазинам и шоколаду, но это терпимо.

 

– Недавно ты стала командиром воздушного судна. Что-то внутри тебя поменялось? Чувствуешь бОльшую ответственность?

– После ввода в КВС особых изменений быть не должно, потому как ты идёшь к этому долгое время, за которое все твои навыки растут, а качества – усиливаются. Это в первую очередь путь к тотальному самодисциплинированию, иначе никак.

 

– Женщина-пилот – норма или исключение из правил?

– В нашей стране женщина-пилот пока ещё не является нормой, но авиакомпанию волнует не твой пол, а твоя компетентность.

 

– 5 качеств человека, которого точно примет/не примет авиация?

– Самые главные качества, которые нужны в любой сфере, – упорство, терпение, трудолюбие, осознанность и смелость. Эти штучки творят чудеса, если действительно ими пользоваться.

 

– Что пожелаешь тем, кто хочет связать свою жизнь с небом?

– Совет для всех будущих покорителей неба и не только – не ленитесь, не вся лень является двигателем прогресса.

 

Справка «НВ»

В Нарьян-Марском объединённом авиаотряде Злата Чевердынская отлетала 2,5 года. Работала с подвеской, возила пассажиров, грузы, выполняла рейсы по санзаданиям.

В 2020-м её жизнь повернулась на 180 градусов. И из Арктики пилотесса отправилась в Африку.