Вы здесь

Капремонт по-новому

Сергей Будкин

С начала 2015 года собственники жилья в многоквартирных домах начали получать квитанции на оплату капитального ремонта. Хотя в прессе уже неоднократно публиковались разъяснения по этому вопросу, граждане продолжают обращаться в редакцию «Няръяна вындер» и в органы власти за разъяснениями.

Старая схема не работает

На что будут потрачены собираемые деньги? Под капитальным ремонтом многоквартирного дома подразумевается комплекс работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В том числе по их восстановлению или замене – в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества. Необходимость проведения капитального ремонта жилищного фонда является наиболее острой из жилищных проблем в НАО и в России в целом. Однако вместо проведения планово-предупредительного ремонта, как того требуют нормативные документы по эксплуатации жилищного фонда, зачастую проводятся аварийно-восстановительные работы, эффективность которых невысока.

В советское время финансирование капитального ремонта в основном осуществлялось из бюджетных средств, формируемых за счет платы за наем жилых помещений. В постсоветский период в условиях ограниченности денежных средств и перераспределения собственности после начала приватизации жилья, такая сис-тема финансирования капитального ремонта перестала работать должным образом.

При этом износ жилищного фонда достиг катастрофических размеров. По официальным данным федеральной службы статистики РФ, доля ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда страны в 1990 году составляла 1,3% (32,2 миллиона квадратных метров), в 2000 году – 2,4% (65,6 миллиона), в 2011 году – 3% (98,9 миллиона).

Изменения в Жилищном кодексе

Теперь, согласно Жилищному кодексу РФ и окружному законодательству, с 1 января 2015 года у собственников квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах в НАО, вошедших в долгосрочную региональную программу капитального ремонта, наступила обязанность по уплате взносов на капремонт. Минимальный размер взноса, утвержденный администрацией НАО, составляет 6 рублей 50 копеек с квадратного метра общей площади. Эта сумма будет ежегодно изменяться с учетом процентной ставки инфляции.

Жилищным кодексом также предусмотрена поддержка собственников квартир с низкими доходами при внесении обязательных взносов на капитальный ремонт. Одновременно расходы собственников жилых помещений на капитальный ремонт (исходя из установленного минимального размера взноса) включаются в размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которым может быть предоставлена субсидия на оплату жилого помещеня и коммунальных услуг.

При своевременном выполнении капитального ремонта с соблюдением технологий и применением качественных материалов, а также оборудовании дома приборами учета, экономия энергии может достигать 30%, что снижает ежемесячные платежи за коммунальные услуги. Немаловажным фактором является также более высокая стоимость квартир в капитально отремонтированных домах, то есть взносы на капремонт являются своего рода инвестициями собственников и увеличивают капитализацию их жилья. Вот почему очень важно вникнуть в суть новой системы капитального ремонта многоквартирных домов, осознанно выбирать способ формирования фонда капремонта, тем более что собственникам помещений отводится активная роль в контроле реализации региональной программы капремонта.

Под контролем Госжилнадзора

Теперь несколько слов о функциях, которые появились в этой сфере у Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа.

Первая – ведение реестров уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестров специальных счетов. Деньги на капитальный ремонт могут накапливаться на специальном счете дома либо на общем счете регионального оператора. В первом случае средства расходуются на капитальный ремонт только своего многоквартирного дома, а этим специальным счетом владеет по выбору собственников либо ТСЖ, либо управляющая организация, либо региональный оператор. Уведомление об открытии такого счета направляется в пятидневный срок в госжилинспекцию.

Во втором случае средства расходуются на капитальный ремонт любого многоквартирного дома, от которого деньги попадают в тот же «общий котел», но, конечно же, с обеспечением в дальнейшем возврата на нужды своего дома. Чтобы не было махинаций со спе-циальными счетами, орган государственного жилищного надзора будет вести учет этих счетов и поступивших уведомлений.

Вторая функция – направление в орган местного само-управления и региональному оператору информации о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта. Там, где такой способ не был своевременно выбран, орган местного самоуправления по сообщению жилищной инспекции назначит собственникам общий счет регионального оператора для сбора средств на капитальный ремонт.

Третья – мониторинг технического состояния многоквартирных домов: сбор информации о техническом состоянии жилого фонда от управляющих компаний, ТСЖ, муниципалитетов и регионального оператора. Обобщая полученные сведения с данными проведенных жилищными инспекторами проверок, госжилинспекция готовит в окружную администрацию доклад с рекомендациями, касающимися актуализации региональной программы капитального ремонта. Иными словами, инспекция может рекомендовать включить в программу ремонта работы, непредусмотренные прежней редакцией программы капремонта, или сдвинуть сроки проведения ремонта, если он требуется раньше, чем планируется программой.

Четвертая функция – осуществление контроля за формированием фондов капитального ремонта. В соответствии с законодательством, владельцы специальных счетов и региональный оператор будут ежегодно представлять информацию об остатке денежных средств на своих счетах. Кроме этого, каждый месяц эти лица будут направлять в госжилинспекцию данные по поступлению взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме. Эта информация позволит инспекции оперативно отслеживать, чтобы взносы собственников на капремонт использовались по назначению. В случае нецелевого использования данных средств будут срочно информированы право-охранительные органы.

Пятая функция – государственный жилищный надзор за созданием и деятельностью регионального оператора, функции которого обширны. Это сбор денежных средств на капитальный ремонт многоквартирного жилого фонда, открытие банковских счетов для этих целей, а также функции технического заказчика по капитальному ремонту, финансирование расходов на капитальный ремонт домов и ряд других полномочий. Работа регионального оператора очень ответственна, поэтому и контроль со стороны госжилинспекции тоже будет серьезный.

Сергей Будкин,

начальник отдела госжилнадзора

и лицензионного контроля

Государственной инспекции

строительного и жилищного надзора НАО