Детство без отца
Накануне 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, мы чествуем ветеранов и отдаем дань памяти воинам, не вернувшимся из боя.
Мой отец, Василий Иванович Артеев, родился в 1907 году в селе Мохча Ижемского района Коми АССР.
После раскулачивания, в начале 30-х годов, он попал в Нарьян-Мар. Позже за ним приехали родные братья Антон и Никифор. Все трое устроились на работу в морской порт. Сначала папа был приемосдатчиком, потом заведовал каботажным складом.
В это же время в Нарьян-Мар приехала моя мама и тоже устроилась в морской порт. Ее поселили в барак, рядом со старым кинотеатром «Арк-тика», там же жил отец. Так они и познакомились.
В 1939 году у молодых по-явился первенец Антон, но прожил он недолго, всего пять месяцев. В комнате было холодно, и ребенок подхватил воспаление легких.
Вскоре мои родители переехали в дом с балконами на Смидовича, он до сих пор стоит напротив ресторана «Север».
Из этого дома папа ушел на войну 30 ноября 1941 года. Мама сохранила листок перекидного календаря с этой датой, сейчас бережно храню его я. Мама рассказывала, что это был солнечный воскресный день. У Дома Советов собрался народ, кто-то из провожающих плакал, кто-то играл на гармошке. Я тоже провожала папу, но совсем не помню этот день, ведь мне тогда не было и полутора лет.
Папа попал в оленно-транспортную бригаду на Карельское направление. Когда отец уходил, мама была беременна третьим ребенком. В полтора месяца мой братик сильно заболел, и нам не удалось его выходить. Мы с мамой остались вдвоем.
Нас переселили в дом на улице Пырерки. Я помню себя лет с четырех, перед глазами до сих пор стоит картина: окно, завешанное одеялом, чуть приоткрыто, в него льется свет, и в этом туманном снопе света стоит мама и месит тесто. Мы жили очень скромно, в комнате были только стол, кровать, табуретки и старинный сундук для хранения верхней одежды, да небольшая икона, она и сейчас в моем доме.
В 1942 году мама получила извещение, что отец пропал без вести. Она была неграмотной, и кто-то прочитал ей это страшное известие. По ее словам, папа пропал в мае, а извещение пришло только в декабре. Когда мама брала в руки этот фиолетово-синий конверт, из ее глаз сразу катились слезы, но она старалась скрыть от меня боль, не показывала как ей тяжело.
Мама часто рассказывала про папу, вспоминала, как я, только научившаяся ходить, несла ему тапки, когда он возвращался с работы. Многие тогда остались без отцов.
Мама всю жизнь в своем большом сундуке хранила папины пожитки. Иногда натягивала в комнате веревку и проветривала две папины косоворотки. Я очень любила наблюдать, как она рассматривает его вещи: самодельный фанерный чемодан, сундучок, чемоданчик для инструментов, складную мет-ровую линейку, грифель, которым папа маркировал товар на складе, профсоюзный билет, пропуск в морс-кой порт и несколько фотографий. Это все, что осталось от папы, до сих пор я храню эти вещи. А того фиолетово-синего конверта нет, наверное, его забрали в собес или военкомат, потому что нам назначили пенсию по утере кормильца.
В 50-х годах из тюрем стали возвращаться наши солдаты, и у тех, чьи родные пропали без вести, появилась надежда, что их близкие все-таки живы и попали в тюрьму. Мы с подружкой Валей Артеевой долгое время жили ожиданием, что наши отцы вернутся. Спустя годы Валя разыскала могилу, где захоронен ее отец.
В 2007 году я ездила в Мурманскую область в надежде что-нибудь узнать о своем папе, искала в списках погибших, но там его фамилия не значится. Была на местах боев в Долине Славы. Ничего не смогла выяснить, но продолжаю верить, что поисковые отряды отыщут какую-нибудь информацию.
Имя моего отца, Василия Ивановича Артеева, занесено в Книгу Памяти НАО. А еще он есть в списке погибших в годы войны, который заложили под плиту обелиска Победы у Вечного огня в Нарьян-Маре. Увековечено оно и на памятнике портовикам Нарьян-Мара. Памятник оленно-транспортным батальонам посвящен всем погибшим на войне, и я считаю, что и моему отцу тоже.
Я отношу себя к детям войны, прежде всего, потому, что не имела счастья знать отца. Этого счастья меня лишила война.
Ольга Васильевна Артеева
Не каждый вернулся из боя
Хочу внести дополнения в статью о судьбе охотника и солдата из деревни Щелино Владимира Канева, которая была опубликована в предыдущем выпуске «Выль олöм».
Точнее будет сказать, что Владимир Матвеевич участвовал не в выставке ВДНХ, а в первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Она открылась в Москве 1 августа 1939 года. Ненецкий округ на ней был представлен разными отраслями хозяйства.
В «Энциклопедии НАО» указаны «...кузнец из деревни Щелино Иван Егорович Филиппов, который изготовил тысячу капканов собственной конструкции, охотники Владимир Матвеевич Канев и Галактион Иванович Филиппов из той же деревни, выполнившие план сдачи пушнины на 200 – 300 процентов».
Внесу небольшие пояснения: три брата Филипповы – Анисим, Николай и Иван Егоровичи – были основателями и кузнецами современной деревни Щелино в 1910 – 1911 годах. Спустились на двух плотах из деревни Усть-Ижма, где река Ижма впадает в Печору. Кузнечным делом братья занимались и до коллективизации. Жили богаче других, были раскулачены, но продолжали кузнечить.
Участники ВСХВ кузнец Иван Егорович и охотники были близкими людьми. Галактион был старшим сыном Ивана Егоровича, родился еще в Коми. Галактион и Владимир дружили, но война разлучила их навсегда.
Галактион Иванович, как и Владимир Матвеевич, был призван на фронт, он был опытным бойцом 56-го стрелкового полка. Умер от ран 7 апреля 1944 года в Череповце Вологодс-кой области. Всего год и месяц не довоевал до победы над врагом (Книга Памяти НАО, 2010 г., стр.134).
На войне погиб и старший сын Галактиона, Василий, рожденный в 1923 году. Умер от ран 30 октября 1942 г. в Рыбинске (Книга Памяти НАО, 2010 г., стр. 134).
В сентябре 1943 года пропал без вести Василий Анисимович Филиппов, 1902 года рождения, сын старшего из троих братьев Филипповых (Книга Памяти НАО, 2010 г., стр. 133).
А 5 мая 1942 года погиб Яков Фёдорович Филиппов, 1912 года рождения, внук Ивана Егоровича, единственный сын его дочери Ефросиньи (Книга Памяти НАО, 2010 г., стр. 135).
Все отдавшие жизнь за Родину, кроме Галактиона, были молоды, не имели семей. У жены Галактиона, Киры Петровны, осталось восемь детей.
Сам Иван Егорович дожил до 89 лет и умер 20 декабря 1972 года в деревне Щелино.
Война не обошла и семью моего родного деда Николая Егоровича Филиппова. В июле 1943 года погиб Афанасий Гаврилович Вокуев, муж его дочери Евдокии (Книга Памяти НАО, 2010 г., стр. 38).
Евдокия вырастила двух сыновей Афанасия (1939 – 2013) и Андрея (1942 г.р.). У нее семь внуков, 13 правнуков, два праправнука. Тете Дусе в марте 2015 года исполнится 97 лет.
Жизнь сильнее войны! Вечная память нашим землякам, павшим в боях за Родину!
Иван Рочев, внук Николая Егоровича Филиппова