Вы здесь

Многоликая планета

Саами уже полвека пытаются спасти человечество от бед и болезней

Вслед за недавно прошедшим в Салехарде съездом Всероссийской ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Москве в конце апреля откроется первый саммит аборигенных народов Баренцева региона. Делегация НАО также примет участие в его работе.

В начале XX века известный исследователь этнических культур Кай Доннар писал, что все коренные народы, населяющие нашу планету, независимо от того, где они проживают, являются осколками древнейших цивилизаций, определявших в разное время развитие самой Земли. А задача представителей современной, так называемой техногенной цивилизации – сохранить их многовековой опыт выживания. Исчезновение хотя бы одного народа – это утрата целого мира, языка, культуры.
Все мы, живущие на Земле, связаны общей цепочкой. Когда из нее выпадает хотя бы одно звено, она рвется, а планета теряет жизненное равновесие.

Две философии
Сегодня коренные народы составляют лишь 5% населения планеты. В Африке, Австралии, других уголках мира соседние народности говорят порой совершенно на непохожих друг на друга языках. В Америке (Северной и Южной) – около 100 народов, большинство из них – представители вымирающих индейских племен (иракезов, кри, ацтеков, апачи, мадоков и лакота). Из 2 000 разных народов планеты более 300 отнесены ООН к коренным. Из 7 млрд человек Земли 370 млн – представители коренных, то есть древнейших, народов планеты.
В России, по последним данным, насчитывается 41 аборигенный народ, их общая численность – 280 тысяч человек. Самыми многочисленными из малочисленных считаются эвенки и ненцы. Большинство из них ведет традиционный образ жизни, поскольку для коренных народов утрата исторического уклада жизни равноценна потере его культуры и самобытности, а в конечном итоге и самого народа.
Именно для того, чтобы привлечь внимание к проблемам этих народов, и был учрежден в свое время День коренных народов мира. Этнографы и этнологи утверждают, что техногенные цивилизации агрессивны по своей сути: зарабатывание денег, бизнес – вот их главная определяющая. Перед этой политикой трудно устоять и сохранить свою самобытность аборигенным народам, которые живут в единении с природой, ориентируются на совершенно иные ценности. Иногда кажется, что это не просто два разных образа жизни и две философии. Это две разные планеты, два совершенно непохожих друг на друга мира.

Мы очень разные
Для большинства несведущих людей нет особой разницы между представителями малочисленных народов. Для них ненцы, ханты, коряки или чукчи все «на одно лицо». Долгое время малочисленные народы были для большинства региональных чиновников своеобразной декорацией, экзотическим приложением, которое любой приезжий начальник должен был видеть в «национальном обмундировании» у своего трапа.
К счастью, эти времена прошли: сегодня малочисленные народности сами получили право определять место своего «Я» в информационном пространстве. И сейчас большинство аборигенов пытается самостоятельно отстаивать свои права. Причем речь идет не только о проблемах сугубо национальных, внутренних, но и о глобальных.
Можно задаться вопросом, нужен ли вообще этот странный праздник – День коренных народов Земли. Тем более что аборигенные народы живы до сих пор: песни поют, пляшут, культуру своих этносов показывают. Индейцы в перьях, масаи с бамбуковыми копьями, чукчи с ненцами в кухлянках и малицах с бубнами – весело, хорошо, интересно! Государство о них заботится, законы-«обереги» принимает, культурные автономии создает. Живи и радуйся! Так может показаться со стороны.
Но реальная жизнь сложнее. Живут аборигены в разных странах и подчиняются разным законам. И не всегда эти законы на стороне коренных жителей.
Если говорить о России, то в нашей стране по сравнению со многими другими законодательство является сбалансированным. Оно гарантирует равные права граждан. Скажем, любой житель России является обладателем паспорта, чем, к сожалению, индейские племена Америки или Канады похвастаться не могут. У них, в отличие от белых соотечественников, внутренних паспортов нет, а есть чипированные карточки, которые и являются подтверждением личности. Индейцы подозревают, что карточки позволяют властям контролировать процесс их передвижения.
Кроме того, американские резервации аборигенов – это совсем не наши национальные автономии. Достаточно вспомнить, как совсем недавно индейцы лакота, живущие в резервации на севере штата Монтана, в знак протеста против политики Белого дома объявили об отказе от гражданства США и от американских документов, а также от выплаты налогов в бюджет страны. А в итоге создали самопровозглашенную Республику Лакота.
С 2008 года лакота под руководством своих вождей пытаются отстаивать свои права и требуют присоединения к Венесуэле или Никарагуа. Ситуация специфическая, ничего не скажешь. Недавно при обсуждении этой темы кое-кто даже высказал предложение, не присоединить ли индейские штаты Монтана, Небраска, не говоря уже об Аляске, к России. Мол, индейцы и эскимосы – родственники наших российских аборигенов, а «русские своих не бросают». Это, конечно, пока просто шутка. Но кто знает, как будет развиваться ситуация дальше.
Что же стало главной причиной бунта Лакоты? Это работа американских компаний, сопряженная с уничтожением охотничьих угодий, принадлежавших племени, отчуждение земель в пользу «большого белого брата», взрывы горных пластов для извлечения природных ископаемых на местах традиционного обитания народа.

Об этимологии
Кстати, сами представители индейцев отрицательно относятся к слову, которым их величают, потому что все так называемые индейцы – совершенно разные народы, говорящие на разных, непохожих языках. Словом «индейцы» испанские конкистадоры и переселенцы с туманного Альбиона объединили более 100 разных аборигенных народов, которые, кстати, в далеком-далеком прошлом являлись хозяевами этого материка.
Сейчас, говоря о названии Америки, люди все чаще склоняются к версии о том, что оно вряд ли связано с именем мореплавателя Америго Веспуччи, а произошло от названия ныне исчезнувшего индейского племени амеррики.
В 1502 году Христофор Колумб достиг «Москитного берега» – никарагуанского побережья. Когда во время обмена с индейцами испанцы стали спрашивать, откуда у тех золото, аборигены показывали на запад и говорили: «америкос», имея в виду тех, кто продавал им золото. Так и появилось это название на карте мира. Так что, если покопаться в названиях наших древних материков, то даже сейчас, по прошествии столетий, можно найти исторические корни, связанные с аборигенами, некогда жившими или живущими сегодня на нашей планете.

Золотой фонд мира
Большинство этих народов – не только прошлое, но и золотой фонд настоящего планеты. Не случайно в норвежском Тромсё открыли медицинский центр, основанный на традиционных знаниях северных народов, и там же, в 60 километрах от Тромсё, проводятся встречи шаманов со всего мира, условно называемые «Исогайса». Какую же мудрость должны были иметь аборигенные этносы, чтобы продержаться на Земле в течение тысячелетий, не нанеся ей вреда, сохранив свою тундру, тайгу, прерии и саванну в первозданном, пригодном для жизни состоянии...
К сожалению, то, что мы имеем на планете сегодня, – это не их вина, а их беда. Аборигены, на каком бы континенте они ни жили, испокон веков считали Землю своей матерью, воду – кровью Земли. Эту истину они передавали из поколения в поколение, утверждая, что ни один человек не имеет права объявлять себя хозяином планеты.
Сегодня становится понятно, что недоговоренность, желание руководить без учета интересов аборигенных народов на территориях их традиционного природопользования становится причиной многих конфликтов. Во избежание этого, в напоминание руководителям разных уровней и стран, во имя сохранения традиционных знаний древнейших народов и самих этих народов при ООН была создана комиссия по вопросам аборигенных народов нашей уникальной планеты.
А в России на смену почившим в бозе Министерству по делам национальностей и Государственному комитету по делам Севера пришло Федеральное агентство по делам национальностей, одна из важнейших функций которого – сохранение и развитие малочисленных народов нашей страны.