Вы здесь

Молчание ребят

Специалисты бьют тревогу: у российских школьников и абитуриентов сегодня очень распространены проблемы с речью, обусловленные как физическими недостатками, так и выражающиеся в неумении грамотно и точно выражать свои мысли, складывать слова в предложения, грамотно писать.

«НВ» попыталась разобраться, в чем причины этих явлений и что нужно делать для их преодоления. Корреспондент газеты побеседовал со специалистами из Санкт-Петербурга: филологом и педагогом Мариной Былинской и логопедом-дефектологом Юлией Осиповой.

– Марина Михайловна, что вы думаете по поводу неумения нынешних школьников и абитуриентов грамотно говорить и выражать свои мысли? Можно ли обозначить эту проблему одним словом?

– Писатель Владимир Набоков, осознавший в начале XX века потерю связи между современностью и многовековой культурой как невосполнимую утрату, чувствовал угрозу для русского языка, говорил о его разрушении и предупреждал об этом не только своих современников, но и потомков:

А я молюсь о нашем дивьем диве,

о русской речи, плавной,

как по ниве

движенье ветра... Воскреси!

О, воскреси душистую, родную,

косноязычный сон ее гнетет.

Искажена, искромсана, но чую

ее невидимый полет.

В этих строках поэтическим языком очень точно обозначена проблема, о которой мы говорим, – косноязычие. Прямое значение этого слова – расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить звуки, неясное произношение. Переносное – неумение правильно строить речь. Сегодня для «неговорящей» молодежи актуальны оба значения.

– В чем именно заключается эта проблема и с чем она связана?

– Речь человека – продукт определенной речевой среды. Если речевая среда формирует потребность в грамотной и выразительной речи, то непреложно формируются и речевые навыки и умения. Проблема заключается именно в том, что не всякая речевая среда имеет культурный статус, не во всякой речевой среде востребована культура речи.

– Сказывается ли эта проблема на общем развитии учащихся?

– Речь, выражаясь словами Максима Горького, «одежда всех мыслей». Достаточно прислушаться к тому, о чем говорит человек, чтобы определить его умственное развитие. Речь и мышление взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Поэтому, безусловно, какова речь, таково и мышление, каково мышление, такова и речь.

Речевым воспитанием надо заниматься серьезно и основательно. К сожалению, современная школа практически отказалась от этой работы, да и специалистов среди преподавателей, которые могли бы читать курс развития речи и проводить речевые тренинги, имитирующие культурную речевую среду, мало. Речь учителей тоже далека от совершенства. Так что уж говорить об учащихся.

– Какие исследования были проведены вами в связи с этой проблемой и что они выявили?

– Как учитель русского языка и литературы, в течение всей профессиональной деятельности я занималась изучением и развитием речи учащихся. Последние два года я работаю в системе среднего профессионального образования и могу сказать с уверенностью, что «расстройство» речи – одна из самых актуальных проблем обучения. В рамках занятий по современной речевой культуре были получены результаты самоанализа речевой деятельности и контроля речевых компетенций студентов в группах четвертого года обучения.

Проблемы начинаются в младенчестве

– Чего ожидать в ближайшее время: ухудшения или улучшения ситуации? Какие вы могли бы дать рекомендации для развития речевых навыков вне учебного учреждения?

– Ситуация не будет ни ухудшаться, ни улучшаться. Молодые люди, которые приобрели речевые навыки и умения, будут успешными в сфере личного и профессионального общения. Для тех, кто не овладел грамотной речью, всегда есть выбор: остаться «неречеспособными» или изменить свой жизненный маршрут – приобщиться к той или иной культурной речевой среде. Чтобы изменить ситуацию в целом, необходимо желание всего общества возродить культурные речевые традиции. Только в этом случае вырастет поколение грамотных людей.

Логопед Юлия Осипова, работающая с детьми в детских садах и в одном из центров по развитию речи, подчеркивает, что проблемы с речью начинаются у детей с раннего возраста и в школьном возрасте лишь продолжают усугубляться. Причин речевых нарушений может быть много, но в основном это проблемы физического характера, явившиеся следствием неблагополучной беременности или родов, поэтому будущим матерям нужно уделять больше внимания периоду беременности и непосредственному появлению малыша на свет. По мере взросления ребенка стоит обращать внимание на то, как он развивается, есть ли у него трудности с произношением. Может проявиться задержка речи, ребенку бывает трудно складывать отдельные слова в предложения, а также может иметь место длительное отсутствие речи как таковой. Помимо этого, речевые проблемы могут проявляться по причине, ставшей притчей во языцех: времяпрепровождение детей перед телевизором, компьютером или с различными гаджетами, не требующими словесного общения, которое играет главную роль в развитии речи и мышления.

Развивать речь ребенка нужно с самого рождения, прежде всего колыбельными песнями и сказками. Пение и покачивание в такт развивает у ребенка чувство ритма и создает основу слоговой структуры, чтение сказок способствует формированию слухового внимания, что является основой речи и воображения. Очень многое зависит от общения в семье, ведь ребенок повторяет то, что он слышит. Чем больше мы с ним разговариваем, общаемся, тем больший запас слов он имеет.

Ребенок не только слышит, что говорят родители, но и смотрит, как они это делают, следит за движениями рта, артикуляцией. Важно разговаривать с ребенком, ничто не заменит ему живого общения. Ритм сегодняшней жизни быстрый и насыщенный, но даже если вы устали и у вас много дел, уделите немного внимания ребенку и поговорите с ним. Общение – очень важный элемент его жизни. Родитель для него – целый мир сам по себе и центр его мира. Так пусть же этот мир будет ярким и сказочным, добрым и любящим, это поможет в дальнейшем избежать не только нарушений речи, но и многих других проблем, в том числе поведенческих и социальных.


Компетентно

Гилберт Честертон (известный писатель конца XIX – начала XX века) дал несколько советов в статье «Как развить грамотную речь».

Прежде всего, стоит начать читать, и не что попало, а классическую литературу. Именно с ее помощью вы пополните словарный запас, усвоите грамотное построение устной речи. Во время чтения вы также запоминаете правописание слов, а это уже развитие еще и письменной речи. И все это только часть преимуществ классической литературы.

Стоит избавиться от «слов-паразитов» – междометий «как бы», «ну», «блин», «ну это» и тому подобных. Эти слова тормозят речь, лишают ее гармоничности.

Для того чтобы произношение было четким и внятным, можно использовать скороговорки, читать вслух. Придать вашей речи эмоциональную окраску и сделать ее более разнообразной поможет смена интонации, для этой тренировки читайте перед зеркалом стихи с выражением или слушайте аудио-книги.

Для овладения навыками грамотной речи полезно развивать воображение, образное мышление. Ведь мы воспроизводим то, что у нас в голове, описываем это словами, и чем ярче мысленные картины, тем живее будет речь. Для этого опять же нужны книги, художественные фильмы или любое творчество, которое вам по душе.


Эксперты «НВ»

Марина Былинская

Педагог с 27-летним стажем, филолог, преподаватель русского языка и литературы, автор программы по развитию и культуре речи «Заключительный этап формирования речевых навыков учащихся», экспериментальной программы «Речь» для учащихся 5–9-х классов.

Юлия Осипова

Логопед-дефектолог, сотрудник психолого-медико-социального центра по развитию речи.